bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Отелло. Сатирикон. 15.11.14.

Добавить подробности к общеизвестной сюжетной линии шекспировской трагедии, посмотрев в Сатириконе спектакль Юрия Бутусова, вряд ли удастся.
Боковые сюжетные ходы обрублены в спектакле почти в ноль, благородный мавр не интересуется у жены, молилась ли она на ночь, после чего не смыкает рук на ее горле, да и сам не закалывается.
То есть – конечно, можно смотреть спектакль, как визуально актуализированную под 21 век историю о жизни венецианского дворянства и дальних военных гарнизонов начала века 17-го...
Но – все же спектакль совсем не про то.

Текст Шекспира – как автора, отвечающего своим творчеством на все вопросы – использован режиссером, дабы поговорить о глубинах и вывертах человеческих душ. Причем не душ условных «яго» и «отелло», а – наших, ведь не случайно персонажи то и дело спускаются в зал, как бы смотря на происходящее нашими глазами.

Да, не удивляйтесь: вот этот хаос, в котором нагромождены старые рояли и холодильники, потрепанные детские игрушки, пыльные чемоданы, кирпичи, цветы и… много-много-много всего другого – это же то, что есть в душе и в памяти всякого.
А еще там есть эмоциональный шум, воспоминания о тревоге,  в которые обрывками вброшены не связанные именно с ней слова, имена, запахи… Просто – эмоциональный всплеск памяти о том, как «люди били в барабаны, выли матерно, то ли общая тревога, то ли празднество»… уже и не вспомнить подробностей, просто – кто-то куда-то бежал, «выкрикивал странные слова на чужом, нерусском языке»… И ты сам  что-то кричал – то ли там внутренним голосом, то ли… а может, это не твоя память, а что-то пришедшее извне, как пришли в сатириконовское «Отелло» тревожные фрагменты из чеховских «Трех сестер».

Или – «не видно ль с мыса корабля», и опять тревога, и внешний шум, заглушающий внутренние мысли…
А потом всплеск счастливой тишины, и ты рядом с тем, кто спасет тебя, защитит. А он смеется, зачем-то называет «воином», и амплитуда вашего общего восторга вверх подлетает, к самым небесам.

Но – душевный сбой, как маленькая ранка, которую ты не заклеиваешь пластырем любви и понимания, а растравляешь ржавым гвоздем сомнений до смертельной боли…
И вот уже из глубины души вылезает память о то ли бывшем когда-то, то ли пригрезившемся – «герой, я не люблю тебя».
А почему не любит? Потому ли, что я плох, «я черен» (телом? душой? происхождением? мыслями?). Или она сама из тех, кто «козлы и обезьяны» – неверная, как вода.

Обнажить тело и обнажить душу. Прикоснуться к красоте. К любви. Забыть все на свете – и вдруг упасть от вспышки памяти: потерянный (украденный, подаренный) платок – который, в общем, не важен: вон сколько их, совершенно сходных, разбросано вокруг. Просто нужен предлог, чтобы вновь появилась боль.

Ржавый гвоздь сомнений – он всегда наготове. Для себя, любимого, и для тех, кто рядом, кто дорог… И вот они уже стареют на глазах, а жизнь их оборачивается смертельным полусуществованием.
Нет-нет, не надо уничтожать физически – довольно черной краски, которой намазано белоснежное лицо, которая проникнет в душу… А может, не проникнет – но ты-то считаешь, что только добавил темноты к уже имеющейся черноте…

Можно ли быть после такого счастливым? Твоя душа тоже черна, но это – черная дыра, в которую проваливается все земное – и старые рояли, и чемоданы. И даже почва под ногами сперва вывернется наизнанку, а потом вообще исчезнет – останется лишь мертвящая пустота, и голос игрушечной собачки, издалека, в тишине, поющей тебе о глупом счастье.


Фото: Тамара Йон
Tags: Денис Суханов, Сатирикон, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Идеальный муж. МХТ. 15.06.2021.

    Я начинала смотреть ИМ, когда ему было три спектакля (и примерно месяц) от роду. Обалдела сразу, с первой сцены, после финала подпрыгивала и…

  • В окопах Сталинграда. МХТ. 04.06.2021.

    Спектакль очень хороший. Он хорош по тексту. Книга В.Некрасова очень сокращена, но 1 часа 20 минут вполне хватает на наше, зрительское…

  • Месяц в деревне. МХТ. 04.01.2021.

    Вот даже не знаю… Спектакль смотрела аж две недели назад, и всегда, когда что-то в театре нравится или не нравится, я хоть какую глупость, но напишу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments