bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Евгений Онегин. Театр им.Вахтангова. 28.10.14.

Очень хороший спектакль. Настолько хороший, что я вношу его в свой отнюдь не большой список театрального ИЗБРАННОГО; очень хотела бы пересмотреть сама и настоятельно рекомендую тем, кто ценит в театральных постановках сочетание ума, элегантности, хорошей актерской игры, интересных режиссерских придумок и изящного отклонения от «линейности» действия.
В случае данного спектакля — это еще и пушкинский текст, который доносится актерами внятно, без искажений и очень красиво. Ну, в общем, так, как и должен доноситься гениальный текст онегинской строфы.
Конечно, он фрагментарен (возможно, потому, что не все содержание может быть перенесено на язык сцены) — и при этом приправлен сцендвижением, пением, танцами и проч., в общем всем тем, из чего и состоят театральные постановки. Посему - вместо «энциклопедии русской жизни» получились фантазии на тему этой самой энциклопедии с «главами» то подробными, то прописанными легким эскизным наброском.
Спектакль «двоится»: в нем два разновозрастных Онегина, двое Ленских — один из них будет дежать мертвым на утоптанном снегу; другой, растеряв кудри черные/русые до плеч, доживет до солидного возраста. Есть и еще одно «двоение»: задник сцены — это подвижное зеркало, которое то очень четко, то откровенно кривя, отражает сценическую жизнь.
***
Итак, А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
Краткое содержание спектакля.
«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
Знакомство с Владимиром Ленским, через него — с семейством Лариных.
Юная любовь Татьяны, ее письмо к Онегину — и его ответная «проповедь».
Убийство Ленского на дуэли. Ретирада героя в места, отдаленные от «прелестного уголка».
Татьяна, вместе с другими девушками, в Москве, на «ярмарке невест».
Ее встреча с князем N., замужество.
Еще одна встреча с Онегиным...
Три с половиной часа сценического действия.
***
… Так кто из них дает отповедь перепуганной Татьяне на садовой скамейке? Тот ли, молодой и эффектный, как денди лондонскийй одетый, с наглой уверенностью во взоре и в словах — или это просто воспоминание человека пожившего, много повидавшего, но не удовлетворенного этой своей жизнью. Так что же, тот отказ, то «нет», сказанное им когда-то «в фиолетовом саду» (с) — это то, что хранится в рамочке души, как хранится знаемое наизусть и зачитанное до дыр письмо Татьяны?
И почему дуэль с Ленским выглядит, как откровенное убийство молодого поэта — пистолетом в живот, в упор? Что это: так и было и не дает забыть собственного преступного бесстыдства — или это совесть с каждым годом все ближе подводит Онегина к жертве, оборачивая воспоминание о честной (и при этом бесчестной) дуэли в память о расстреле в упор?
Да и ухаживание за Ольгой — неужели так и было: ее растерянный взор, его печатка у нее в зубах, мечущийся поэт... Если это опять же не злая шутка, которую память сыграла с героем... если все именно так и было — может, все так плохо сейчас, ибо тогда Ангел отвернулся от человека без сердца?
***
Кто эта согбенная «странница с домрой»? Действительно странница, приживалка в дому, которую за умение встроиться в чужую мелодию не гонят со двора — несмотря на все ее нелепости?
Или это — Судьба, которая всегда рядом, всегда, словно тень, у ног. Вот такая нечесанная-немытая, но красивую мелодию жизни всегда подхватывающая?
Не случайно она мечется у ног мертвого Ленского, пытаясь поднять, оживить... и, может, тогда жизни всех сложились бы по иному.
А кого играет в спектакле Людмила Максакова? Няня? Да, пожалуй, эта часть роли ясна. Но вот эта балетная дама в черном? Тоже вариант Судьбы — ломкой, тёмной, злой и упадающей во внезапные обмороки тогда, когда ее присутствие очень-очень нужно... Или это — сама смерть, и не случайно она уводит за собой Ларина-старшего, заметавшегося было между мирами...
Тогда почему хлыстик из ее расслабленной руки переходит в руку Татьяны? Может, она хочет убить себя — не нынешнюю, а ту, что была моложе и чище, кажется была?
И почему на свадьбе Татьяны и князя N. Вся родня в черном, как на поминках? Ведь это, судя по всему, брак чистый и счастливый...
А заяц — белый заяц с оборванным ухом, которого так и не сможет застрелить обомлевший охотник.
Может быть, это та же зверушка, что выскочила на белый снег перед кибиткой Пушкина, и он, поверив примете, не уехал в Петербург?
Но тогда — этой кибитке, так схожей с гробом, следовало бы повернуть назад, и не везти девушек в Москву...
Но неужели не была предисловием к долгому семейному счастью та банка варенья, которую «разъели» в уголке, вдали от шумного бала Татьяна и князь?
Так.
Но если заяц — это неверная примета и беда не состоялась, откуда в финале вновь появился огромный медведь — ведь такой же нес Татьяну к Онегину в ее сне...
И - «сон Татьяны». Почему он выделен в сольный монолог другой актрисы, которая много старше? Это тоже «двоение» и уход повзрослевшей Лариной в воспоминания?
***
Вопросов множество. И это потому, что спектакль имеет множество пластов, глубину огромную, и трактовать в нем происходящее можно очень по-разному.
Но при этом постановка просто завораживающе красива.
И удивительно точна в мелочах: вот, например, только уселась Татьяна, с загоревшимися глазами, слушать рассказ няни «про старину» - ну, явно же для того, чтобы сравнить чувства старушки со своими собственными, как оказывается, что сравнивать-то и нечего: тут — флер романтики, там — сермяжная правда жизни...
Или: вот уходят Онегин и Ленский (уже те, пожившие и повидавшие) «к Ленским» - уходят, переходя с медленного шага на трусцу — и сразу же из-за кулис появляются они же (ну, или тени их воспоминаний) - молодые, счастливые, бесшабашные... и через барьер им перепрыгнуть... да они и не заметили, что на их пути что-то было.
А именины Татьяны, где в деревенском доме под нарядными бальными платьями — валенки (ибо по ногам дует от двери), и бесконечная эта «концерная программа», подготовленная гостями... тогда, как именинница не отходит от окна и ждет-ждет-ждет...
Забавный плюшевый мишка, подарок Ленского — словно пародийный привет из сна... или это предощущение холода стали, которым поэт был в том сновидении убит?..
Конечно, обольщение Онегиным Ольги (его перчатка у нее в зубах!), и то, как он идет, переступая через подкатывающихся ему под ноги девушек...
А потом дуэль-убийство, и нетающий снег, засыпающий остывающее тело поэта и его разметавшиеся по обнаженным плечам кудри...
Качели — то ли дамы, то ли Ангелы в белом там, наверху, и зеркало-задник множит их изображение...
В общем, чудесный спектакль, в котором длинноты завершаются зрительским недоумением: что, уже всё?
Спектакль, в котором оправдан внезапный смех, и такие же внезапные слезы...
В котором стук бильярдных шаров — как эхо дальней битвы, из которой когда-то гусар вернулся то ли героем, то ли безногим инвалидом...
Спектакль, в котором чудесная музыка.
Но главное — в котором строки Пушкина, прочитанные прекрасно и вахтанговскими актерами, и нереально прекрасным голосом Смоктуновского...

Tags: Вахтангова, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments