bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Рубиновый вторник (притча в стиле ритм&блюз по "Полет над гнездом кукушки"). Театр Луны. 09.10.14.

«Когда это было, когда это было, во сне? Наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти я поплыву»... (Н.Гильен)

И опять вместо того, чтобы рассказывать о спектакле, я скользну по волне моей памяти в прошлое…
Так когда это было?
Двадцать лет назад.

Музей Высоцкого организует театральный фестиваль «Эра милосердия», где один из фаворитов – «Satisfaction» в постановке молодого режиссера Павла Урсула.
Помню, как Алла Шендерова, ныне известный и довольно честный театральный критик, а в те годы – экскурсовод музея и, по совместительству, администратор фестиваля, придя к антракту, сказала: «Вы все такие разгорячено-возбужденные из зала выскакивали… наверняка у вас там что-то очень интересное происходило».
А происходило вот что: вождь Вэтла поднял руку, проголосовав за просмотр по телевизору какого-то очень важного американского чемпионата (первая мощнейшая волна зрительских эмоций), а потом – все обитатели психушки стали смотреть матч – вглядываясь в ВЫКЛЮЧЕННЫЙ телевизор, а по сути – в нас, зрителей. И с таким азартом и энтузиазмом они болели, что и мы в зале включились в это воспламенение: стали не только потреблять актерскую энергетику, но и, словно поймав энергетический мяч, вбрасывали его обратно на сцену, прибавив ту силу, которую могли прибавить… И – добивали, добивали, добивали и сестру Крысчед, и всю ту систему, которая мешала людям быть людьми…

Прошло 20 лет, и спектакль поменял название (теперь он назван в честь другой песни Роллинг Стоунз). Поменял он и площадку (раньше маялся бесприютным, и мы ловили его по самым неожиданным театральным и даже нетеатральным помещениям Москвы), и состав (а я до сих пор помню в лицо всех, кто играл в прежней версии постановки).

А я сидела вчера и ждала предантрактной сцены – той самой, с выключенным телевизором.
И она была хороша! Снова был энергетический выброс в зал и обратная отдача от него…
Почти возврат былого театрального счастья.
ПОЧТИ.
Может быть, потому, что смотрели мы спектакль с довольно дальнего ряда.
Может быть, потому, что спектакль не игрался давно. Да и старый он сам по себе: почти 10 лет назад поставлен. В общем, видно, что актерам нравится в «Рубиновом вторнике» играть…но за прошедшие годы они подустали от своих ролей. Играют, конечно, отшлифовав свои роли до блеска – хотя мастерство не отменяет включения души… а что же вы думаете: с нашего «довольно дальнего» ряда не ощущается, кто ее включает, а кто проскользил до финиша на одном внешнем блеске?..

К тому же, к сожалению, в Театре Луны большая часть спектаклей и актеров не держат заданную режиссерами форму: можно разболтать сцену, можно потянуть одеяло на себя. Увы, тянут… Играя при этом СВОЁ прекрасно, но ведь те, кто рядом, часто голенькими остаются…

Да, и еще. Очень уж изменилось время со дня постановки. Личная, живая память или память книжно-газетная подскажут, чем полуголодное и полунищее время двадцатилетней давности отличается от сегодняшних дней.
Просто тогда ВСЕ верили в то, что возможен выход из болота на цветочную полянку счастья. Нужен только лидер, который ХОТЯ БЫ ПОПЫТАЕТСЯ взяться, да и сдвинуть с места несдвигаемое – и сразу ворвется свежий ветер, который сметет всех, кто мешает хорошим людям «расти» и быть счастливыми.

Неужели сегодня можно поверить в бунтаря,  что ворвется в нашу устоявшуюся жизнь и «враз и навсегда» сделает ее сладко-сахарной?
Точнее, в ворвавшегося бунтаря поверить можно… но можно ли поверить в то, что реален мгновенный «переворот в мозгах из края в край», и, за счет этого, быстрый выход на цветочную полянку… на которой, кстати, и цветов не настолько много, чтобы ради их лицезрения терпеть испытания. Да и болото наше – не такое уж нынче и болото, а вполне даже цивилизованное место.

Гибель МакМэрфи в прежние времена (и в первоначальной версии спектакля Урсула, и в фильме, где героя играл Джек Николсон) выглядело трагедией. А последующий уход вождя – как бы продолжением великого дела освобождения: не отступать и не сдаваться.
Гибель нынешнего героя – закономерность: тот, кто железной метлой загоняет если не человечество, то отдельных людей к счастью, просто обречен на поражение.

А уход вождя Вэтла… Так его нет в постановке.
Да, сдвинуто несдвигаемое… Зачем?
Спектакль заканчивается, актеры раскланиваются, а зрители аплодируют в тот момент, когда МакМэрфи еще бьется в предсмертных конвульсиях.
Вот это и есть финал.

И 20 лет назад после него хотелось жить… да бороться, черт подери, хотелось! Благо, было против чего и за что бороться.
Было многоточие…и много восклицательных знаков!!!!!!!

Сегодня же это – просто финальная точка.

Хотя… спектакль определенно хороший. И из трех постановок, которые я увидела в Луне (до этого была премьера, а также старый и модный когда-то спектакль… теперь вот – «Рубиновый вторник, о котором я слышала много хорошего – и верила в это… как не верить – видела же, помню!) эта – определенно самая лучшая.

Tags: Театр Луны, память, спектакль, театр
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…