bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Леди Макбет в Школе клоунов. Театр Эрмитаж. 25.09.14.

На прогонах и в первый премьерный день на спектакле не была. Но, как только смогла добраться до эрмитажной Школы клоунов – посмотрела. И с удовольствием.

Тем, кто собирается смотреть постановки в этом пространстве, надо вдуматься в это название.
Школа – в которой учат не только актеров на клоунов, но и нас, зрителей, обучают правильному восприятию жизни, как этому виду искусства.
Клоунада (я имею в виду настоящую, а не многочисленные подделки под нее) – дело сложное, трудозатратное и… в общем-то, не взахлеб смешное.
Задача клоунов – это быстро и незаметно перевернуть всё с головы на ноги… то есть – кульбитом поставить любую мысль или дело в ПРАВИЛЬНОЕ положение.
А еще уговорить смеяться там, где всё кажется беспросветно печальным. И изредка – объяснить, что всеобщий смех без причины – не более, чем признак бездумной дурачины.

Лесковская страшная история в версии Школы клоунов не перестала быть страшной: три убийства «в кадре», да еще две смерти, о которых рассказано в эпилоге… и вправду просто трагедия Шекспира какая-то.
При этом содержание не облегчают: смерть – она и в комедии не весела.

Но… вот так смотришь спектакль всерьез, и вдруг замечаешь, что добрая половина того, что на сцене показывается – иронично. Начиная с молитв персонажей: слова не меняются, но ведь у клоунов другие Боги, нежели у других людей.
И слова, со сцены произносимые, вдруг начинают как-то дробиться, выворачиваться – и вылезают из изнанки новые смыслы…

Ну, и получилась постановка многоуровневая: хочешь, сиди да смотри историю жизни и смерти купеческой жены Катерины Львовны … а хочешь, что-то новое для себя выстраивай.

Про то, как играют – тут надо выделить те актерские «кирпичики», что в основании Эрмитажа, те, на которых театр держится.
Катя Тенета да Юрий Амиго.
Тенета люблю давно и по-зрительски, и просто по-человечески (свела счастливая судьба в знакомство). Я одиннадцатый сезон в Эрмитаже зрительствую, и во многих ролях актрису видела… но всё-таки ждала всегда, когда выйдет она на сцену в главной роли, роли-стержне, на которую всё действие и будет наматываться.
Вот – дождалась.
Катерина Измайлова получилась у актрисы уютной, словно перина, в которой утопаешь в долгом тихом сне. Это в начале. А потом… та же перина, только перья из нее в разные стороны летят, рот-глаза залепляют…прямо удавить могут. Ну, и давят до смерти.
И вот поди ж ты: так бы и прожила Катерина Львовна тихую скучную жизнь на цыпочках, всех своих бесов (а они есть в ней – вон как срывается с тихого мурлыканья в крик) под замок посадив, кабы не незначительное.
Музыка. Дудочка Сергея, который, как Крысолов, утянул ее за собой.
И – сорвалось. И – понеслось. И – уже ничего не страшно (хотя и страшно при этом отчаянно).
И – смерть уже не важна (не только чужая, но и своя полушки не стоит).

Ну, чем это не клоунский номер-перевертыш: из тихой засони-босоножки меньше чем за год – рывком от ревности под колеса поезда, да еще вместе с соперницей…
А ведь эти все преображения героини Катя Тенета сыграла. Не только словами, но и – глазами, и модуляциями голоса (ах, какого красивого голоса!).
Прекрасная роль.

Юрий Амиго в роли Бориса Тимофеевича – просто чудо перевоплощения. Немного похожее уже было в «Лёле и Миньке», где он чуть не десяток ролей сыграл… здесь-то их всего три (не считая того страшного кота, что приснился Катерине Львовне). Но – как шикарно роли сделаны, какая филигранная клоунада (чего стоит идущая к всенощной бабушка)!

Рада была вновь увидеть на эрмитажной сцене Андрея Нагорного, замечательный у него Зиновий Борисович получился.
А вот Алла Черных, увы, во многом сыграла на повторах… люблю актрису, даже расстроилась.

Остальные в спектакле – молодежь, левитинские студенты. Хорошие. Легко играют, эдак – порхая вокруг цветов клоунады, и время от времени даже удачно ухватывая оттуда нектар.
Василий Жогов в роли болезного Феди Лямина особенно хорош.

Ну, и музыка – таки Шостакович.
Вот как грянет откуда-то сверху, с клоунских небес, про грибки, которыми Катерина Львовна Бориса Тимофеевича потчует… прямо – ух ты!


Фото: Дмитрий Хованский
Tags: Катя Тенета, Эрмитаж, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • (no subject)

    «Все будет хорошо! Я узнавала!!!»- Гласила надпись на асфальте мелом. Я долго в умилении стояла И уходить, признАюсь, не хотела. Кто написал и для…

  • Прага - 2019.

    Если в следующей жизни мне не суждено будет оказаться в волшебном максфраевском городе Ехо (Вильнюс на замену не предлагать), я попрошу у судьбы…

  • Сочи. Май-2019.

    Идея поехать в Сочи возникла у моей молодёжи. Было просчитано, что между праздниками ехать будет гораздо дешевле; погода в мае на юге прекрасная (в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment