bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

(М)ученик. Гоголь-Центр. 09.09.14.

Кирилл Серебренников в постановках последних лет – не совсем «мой» режиссер. Однако мастер он однозначно интересный, поэтому стараюсь, по возможности, смотреть его новые работы… но вот повторять просмотр для получения эмоции или «досмотра» не увиденного или не понятого не стала ни разу.

В «(М)ученике» наиболее интересным мне показалось то, как работают и четко взаимодействуют в спектакле актеры различных поколений – например, совсем молодой Никита Кукушкин и прима Театра им.Гоголя Светлана Брагарник.
(С Брагарник оч.хотела посмотреть «Страх» - да так и не выбралась, а сейчас основной зал Центра закрывают на реконструкцию – и правильно: новый театр уже изнутри доказал, что он – Театр, теперь ему бы и внешне театральную форму придать, хотя бы заменив пластмассовые стульчики на что-то… ну, не пластмассовое).

Спектакль совсем новый. И, мне кажется, он поставлен, исходя из индивидуальности Никиты Кукушкина – интересного и внешне, и по внутренней, совершенно нестандартной актерской пластике.
Поставлено это по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, текст (начиная с имен персонажей) переводчик адаптировал к российской действительности.

Итак: школьник, читающий Библию, Евангелие, Жития Святых и проч. Не только читающий, но знающий их наизусть и постоянно цитирующий (а на стене – адрес ссылки вплоть до главы и стиха).
Замечательный выбор цитат для подтверждения того, что считает нужным донести для окружающих (матери, одноклассников, учителей) – попробуй, опровергни или скажи, что это чушь – книги-то цитируются такие, что критике не подлежат…
Сказать бы человеку, что в том или ином контексте его цитирование не имеет смысла, да и вообще: выдергивать строки (самые мудрые) из контекста и произвольно применять их в жизни – это чушь… Ну, не всегда, но – оч.часто.
Однако – «когда у него такое лицо, он больше ничего не скажет» (это мать на педсовете говорит). А у этого мальчика, Вениамина Южина, ТАКОЕ ЛИЦО всегда.
Это лицо фанатика, абсолютно уверенного в своей правоте и. кажется, готового за нее на крест пойти.
Такое фанатство стены пробивает: даже если не совсем умное подтверждено цитатой, да еще неоднократно… лучше послушаться и сделать глупо, чем понапрасну спорить.
Да и «заразительно» такое упрямство: вот уже нормальные люди сбиваются в стаю и идут за вожаком, вооруженным богоугодной книжечкой, по пути побивая словами и камнями тех, кто не с ними (а значит, против них).

Впрочем, вожак и сам берет в руки камень, дабы опустить его на голову единственного своего ученика – хроменького мальчика-гея Гриши Зайцева: тот был мягок, прилипчив и надоедлив, а вот истовой верой нового Мессии не обладал… Да еще и позволил себе усомниться…

И вот наш «законник», знающий наизусть любую строку в книгах о Боге, опускает камень на голову товарища (а как же «ни убий» - раз в строку не ставится, так можно и позабыть?), а потом злым наветом обвиняет в мерзком молодую учительницу – единственную, кто с ним спорил аргументировано (а как же «ни лжесвидетельствуй» - тоже можно не заметить?).

В общем, это так противно, когда Вениамин, словно Страж-Птица у Шекли, превращается из блюстителя правильности жизни в мерзкого убийцу – и, как бездушная эта Птица, не чует за собой вины…
Мальчик уже числит себя более святым, чем сам Господь…а значит, имеет право на всё – ТАМ поймут и простят…
И пусть молодая учительница/Виктория Исакова говорит, что не уйдет из школы – она нужна детям, но ведь из школы не уйдет и Вениамин. Он уже умеет зомбировать окружающих, а скоро дойдет в этом до совершенства.
И чья тогда верх возьмет – раз уж и батюшка (прекрасная роль Алексея Девотченко) посрамлен и прогнулся под этого (м)ученика?..

В общем, хороший спектакль… правда, с не слишком интересной сценографией, в коей единственно забавно, когда меняются поддерживающие темы различных уроков видеоизображения: на религиеведении икона сменяет икону, а на биологии на том же экране разные зверушки попеременно плодятся и размножаются…

Да, интересная постановка.
Но закончу тем, с чего начала: пересматривать спектакль не буду, хватит и одного раза.
Тем более, что это – не классика, в которой при любой постановке (и даже иногда при определенном твоем месте в зале) «вылезают» всё новые и новые смыслы.
В современных пьесах что слышится, то и пишется… то есть ставится.
В большинстве случаев нет там различных слоев и прослоек.
Есть один слой. И хорошо, если он состоит из плодородного чернозема, на котором какие-то мысли взрастить можно. Иногда ведь этот слой – бесплоден, и даже у хороших режиссеров и актеров нет сил его как следует полить… так и вырастают верблюжьи колючки постановок «ни-о-чем»…
Но «верблюжья колючка» - это все-таки не про «(М)ученика».
***
ps Вот забавно: программку я, конечно, купила… но до начала спектакля не удосужилась посмотреть.
Знаете, когда поняла, что пьеса не российская, а «забугорная»?
Когда Вениамин приводит домой Гришу и сажает его за семейный стол, а мать ворчит: мол, обед рассчитан только на двоих, в следующий раз предупреждай о гостях…
Вот это как раз и не наше, совсем чужеродное.
Ибо, ввались моя девушка N. в квартиру с целой оравой, да в обеденное время… я бы не ворчала, а начала на стол метать – и нашлись бы у меня хлеба и рыбы, чтобы никто не ушел голодным.

Tags: Гоголь-Центр, Кирилл Серебренников, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Бег. Театр ОКОЛО. 11.02.2021.

    Поезд Петербург – Симферополь никогда не тронется с правой стороны пятой платформы. Ибо ему НАЗНАЧЕНО стоять здесь - где ворота резные, чугунные, дом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments