bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Лир король. Театр Эрмитаж. 20.08.14 (прогон). 22.08.14 (премьера).

Очень замечательный спектакль получился. А точнее – получится, когда окончательно «обомнется» - а это должно быть скоро, потому что уже премьера была сыграна намного мощнее второго прогона, который мне удалось посмотреть.

Вообще, спектакль очень красивый, чему во многом подспорье – сценография Бархина, соорудившего на сцене детскую игровую комнату в четыре ярких, но не режущих глаз цвета.

И еще спектакль многознаковый.
Какие-то из знаков просто на поверхности: братья-самураи Эдгар и Эдмонд явно «пришли» в постановку из фильма Куросава «Ран» (только почему звучит, что это 61-й год – фильм снят в 85-м). И, может быть, тромбон королевского шута – «родственник» той флейте, на которой играет в фильме Цурумару?
Скорее всего, не случайно на Регане зеленый… и даже скорее матовый пояс (это так нехорошо!).
А вот эти белые овечки, что все гуляют по сцене… машут белой рукой, подавая стакан молока… а потом вдруг оборачиваются босоногими ангелами – «а сверху гром, а сбоку мы, кругом земля, над нами Бог в кругу святых, а выше белая овца, гуляет белая овца».
И «смерти нет» - это же фраза нищего философа из Ершалаима, записанная его учеником…

Спектакль этот хорошо смотреть: его действие постоянно прорезывается вставками, снимающими напряжение. То эти овцы пройдут-пробебекают… то актер, играющий шута, позвонит домой жене – и тут же подмигнет какой-нибудь девчонке в первом ряду… то Кент в очередной раз процитирует нам Толстого… то Глостер, переходя на полублатные интонации Шуры Каретного, попечалится: вот, вляпались мы в этого Шекспира…

«Лир король» очень приятен для глаз и для ушей (это не только про музыкальные экзерсисы шута, но и про то, как замечательно, без воплей и истерик, прочитан Лиром/Филипповым монолог, обращенный к буре и ветру).
Но спектакль, поставленный Михаилом Левитиным – он не только для того, чтобы получать  радостное удовлетворение от просмотра. Он для того, чтобы думать – и во время спектакля, и, главное, по его окончанию.

Изменен финал. Точнее, он совсем «срезан», и нет в постановке горы трупов, которые нагромоздил в конце драматург. Но при этом – нет впечатления напрасной усеченности, неполноценности финала спектакля: вдруг оказывается, что ТАК – даже лучше, потому что так – правильнее.
Ибо СМЕРТИ НЕТ. И, чем старше становится человек, тем лучше он понимает, что преждевременная или своевременная смерть – это огромная глупость, и что жизнь – пусть даже кажущаяся не самой счастливой – это гораздо лучше и правильнее, чем уход навек… навек… навек…

И это неверно, что девочка – вот такая маленькая, как Корделия в спектакле – не сможет прикрыть своей ручонкой, словно ангельским крылом, того, кто ей дорог. Сможет – и вытащит отца из гроба безумия, и позовет его ступать в траву… и поведет его гулять тенистыми лесами, и слушать музыку шута, и танцевать вместе с белыми овечками…

Хотя… спектакль этот имеет явно не одну смысловую трактовку.
Ведь фраза про то, что «смерти нет» была произнесена Иешуа незадолго до того, как он по краям креста раскинул руки для объятья…
Без сомнения: вечная жизнь существует… но только ТАМ… где Бог в кругу святых… И где совершенно не важны ни раздел королевства, ни раздел красавца-мужчины… где дуэли и даже войны – глупое, ненужное баловство. Где можно просто сесть в любимое кресло, встряхнуть бубном – да и потешиться-поплясать вместе с той, с кем рядом быть – счастье.


Фото Дмитрия Хованского

Tags: Михаил Левитин, Эрмитаж, премьера, прогон, режиссер, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments