bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Джорджо Стреллер. Венеция, прощай!/Авторская программа М.Левитина "Под небом театра" на "Культуре"

Для тех, кто знает = любит Театр Эрмитаж, название передачи прозвучит, как эхо одного из лучших спектаклей театра последних лет. В «Карло – честном авантюристе» эта фраза из одной стреллеровской постановки, с отмашкой к заднику («Дай мне Венеции! Дай мне больше Венеции!»), произносится несколько раз.
Вообще и сам этот спектакль – как приветственная отмашка  Стреллеру, который Гольдони любил, понимал, ставил: вспомните его легендарный спектакль «Слуга двух господ».
Вспомните – даже если никогда его не видели (как я)… «и пусть я никогда спектакля не увижу, зато я буду знать, что был такой спектакль»… Легендарный спектакль, от которого остались лишь маленькие видеофрагменты, но и они завораживают, чесс слово…

Я не слишком образована в театральном деле; любителям не обязательно все видеть, все знать, все обдумывать и все понимать. Наш удел – эмоция.
От лучших спектаклей эмоция не только сильная, но и возвращаемая. То есть: театральный спектакль для театрала живет не только то краткое время, когда он показывается на сцене.  Его можно помнить и возрождать в себе потом, спустя много лет… когда, возможно, твое любимое уже и в репертуаре отсутствует…

А еще – есть люди, которые могут рассказать о спектакле, который ты никогда не видел, и только знаешь, что да – был такой… Рассказать так, что, пересказанная сцена вдруг возникнет перед твоими глазами как наяву… ну, а потом воображенье дорисует остальное.
Это я уже конкретно – о программе Михаила Левитина. Ведь это же ясно, что автор-рассказчик и правда физически ощущает рядом с собой давно умершего коллегу. Ощущает – живым и взаправду реально присутствующим.
Мало того,  Стреллер, по факту присутствующий лишь на фотографии, да в нескольких кадрах старых репетиций, становится виден и нам, зрителям.

Красивый мужчина… да!..
И спектакли у него красивые. Вот этот – «Вишневый сад», где прямо по Чехову: «Встал утром, всё белое-белое. И женщины в белом, и падает снег»…
Или – «Буря», с летящим Ариэлем и бушующими волнами, возникшими буквально из миража, из ничего…
…почти так же возникал зеленый луг в эрмитажном «Пире во время ЧЧЧумы» у Михаила Левитина…
И лампочка, что разгоралась у Стреллера в «Великой магии» (не видела «вживую» – но Михаил Захарович  рассказал так, что – увидела)… а вы помните, как мерцала и разгоралась лампочка в эрмитажной «Тени», когда через сцену проходила фантастическая Спящая Красавица?

Я никогда не увижу спектакли Стреллера. И безумно завидую тем, кто когда-то в театре впитывал чудо его постановок (и сколько же – наверняка! – в зале его «Пикколо-театра» было людей, кто этим чудом не проникся!). Впрочем, я завидую и тем, кто видел, как в финале мейерхольдовского «Леса» летали стулья… или – как скакали по кубам сатиры в «Фамира Кифаред» у Таирова…

Но вот такие передачи, как «Под небом театра» - они заставляют все с большей горечью скорбеть о НЕ увиденном, и с все большей страстью стремиться увидеть то, что еще можно нынче увидеть в театрах.
Увидеть – и, полюбить, и хотя бы по любительски, понять… запомнить…
Так идите! Идите в театр…
Tags: Михаил Левитин, Эрмитаж, телепередача
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments