Повторяю, это – главное. И, если администрация театра так экономит на проветривании и кондиционирования помещения, пусть пишет на билетах о том, что зрители не в купальниках и без вееров в зрительный зал не допускаются. Вот такая абсолютно нешуточная шутка.
Впрочем, помимо страшной духоты в Моссовета вчера был вечный, бесконечный (по времени его эксплуатации) «Иисус Христос».
А кроме этого – молодой человек, играющий в фойе на рояле, открытый балкон с видом на фонтан, рыбки в огромном аквариуме и оазисы с экзотическими растениями (ну, рыбки не живут вечно… а интересно – сохранилась ли хоть одна пальма с тех стародавних времен, когда я ходила в Моссовета смотреть «Царскую охоту» с Марковым и «Глазами клоуна» с Бортниковым?).
Что до спектакля – мюзиклы пересказывать трудно, так что идите и смотрите сами (билеты вполне доступны). Спектакль, несмотря на его многолетнюю прокатную судьбу, неплохо сохранился: хорошая техника в пении и движении… правда, такая эфемерная штука, как «душа спектакля», малость потускнела – но давайте спишем это на актерскую усталость в конце сезона и… возможно, за кулисами и на сцене так же душно, как в зале?
Из актеров (к коим, в общем-то, претензий серьезных нет) особо хочу выделить Валерия Яременко в роли Иуды. Роль, конечно, вообще прекрасная, с замечательными ариями – но радостно было видеть, что, невзирая на все эти концы сезона и т.п. актер не спускает колки нервов и рвет сердце пополам – и сердце своего героя, и наши, зрительские сердца.
А вообще – спектакль (как и история, в нем рассказанная) – абсолютно вневременной.
Подумала, что ключевым в названии является слово «суперзвезда», а «Иисус Христос» добавлено ради определения конкретики… ну, т.е. взята частная история, более-менее известная всем, и на ее основе показана общая тенденция.
Именно: вот появился некто, кто по общему объему положительных качеств и харизме многократно выше большинства.
И что? А начинаааается…
Кто-то хочет «войти в тесный круг» и решить свои личные проблемы за счет чужого имени. Кто-то обожает (а как не обожать человека, от которого энергетика – просто как свет божественный льется?) и одновременно ненавидит (а как не ненавидеть:- ты такой же, как он: и красив, и умен, а, как ни крутишься – все лишь жалкая малозаметная тень в Его сиянии). Всем вокруг хочется обожать, и, в этом обожании, хотя бы кусочек Его любви и внимания себе урвать…совершенно не задумываясь, что – «вас слишком много», и каждому равного внимания не получить (даже от всемогущего и всевидящего Бога).
А еще – общее обожание оч.легко переходит в общую ненависть: оказывается, что дотронуться с любовью рукой для многих равноценно – ударить в ненависти ногой… И войти в историю – если не за счет предательского поцелуя, то хотя бы потому, что твой крик «распни его!» был первым или громче других…
И – «я умываю руки»… Ведь можешь сделать, можешь спасти… но находишь тысячу причин, чтобы не делать и не спасать (себе дороже!).
К тому же «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых»: потому что живой человек, который «не такой, как все», который выше – он все-таки вызывает и зависть, и ненависть… Умирающий – на кресте ли, в своей ли постели) – жалость. А вот мертвые сраму не имут – и можно их подчистить, и позолотить, и их отчаяньем сорванный голос превратить в приятный фальцет…
Да. История эта – вечная, вневременная, и совершенно не зависящая от имен действующих лиц. Свершает колесо свой полный круг, и – «всё сначала, ну и ну! всё сначала!».
Впрочем, может быть, эта возможность «всё сначала» - она во спасение человечества. Потому что жизнь – вечна. Так же, как вечно и всепрощение (дружеское пожатие рук Иуды и Христа в финале). И Любовь – настоящая! – она тоже на все времена.
И, как когда-то герой входил в Иерусалим в сопровождении восторженных почитателей (какая-то бесконечная и прекрасная, кстати, сцена), так и в финале он (или это уже – другой?) едет по тому же кругу, въезжая в те же ворота, на мотоцикле… и опять – почитатели, почитатели, почитатели…
А ведь наверное, это счастье – прожить ВОТ ТАК хотя бы три года… несмотря на страшную усталость, на предвидение конца…
Да. Счастье. Потому что есть люди, для которых отдавать гораздо больше, чем забирать себе – это смысл жизни.
…И еще. Вот почему Иисус отказался явить чудо перед Иродом? Не потому, что не смог… Просто чудо, «являемое» по приказу или за деньги – это просто фокус.
А наш герой не фокусник. Он – Иисус Христос. Сын Бога.
И пока пойманные им души, словно рыбки, бьются в сетях Искренности и Правды – может, удастся им услышать тихий звон колокольчика, которым их пробуждает Совесть?
Фото: Евгений Люлюкин