bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

"Тихий Дон". Санкт-петербургский театр МАСТЕРСКАЯ. 07.06.14.

Спектакль (с антрактами) длится восемь с половиной часов.
Вроде бы - очень много.
Но, во-первых, театралы уже привыкли к безразмерно длинным, и при этом потрясающим постановкам в различных хороших театрах; во-вторых, "Тихий Дон" в Мастерской Козлова совершенно соразмерен роману Шолохова (у нас дома он в 4-х томах - аккурат столько действий и в спектакле).
Купив программку, сразу убрала ее в сумку: ни одно из актерских имен мне ничего не говорило.
Теперь - не только знаю их всех (а за такое длинное действие каждый - и герой, и актер - становятся почти что родными и близкими нам, сидящим в зале), но и искренне жалею, что уеду из Питера, не увидев другие постановки театра.
Что до спектакля - я уже написала, что он соразмерен роману, и практически все основные сюжетные линии в нем сохранены. Причем это не сухой пересказ событий, а проживание жизней казаков донского хутора  Татарский - с прологом 1857 года (когда общий сход порешил убить беременную турчанку, привезенную одним из казаков с войны), через счастливый май 1913 года - к страшному исходу донского казачества в период Гражданской войны).
А исход этот действительно страшный - и невольно приходят на ум современные события в сопредельной стране: замирение невозможно, ибо обе стороны одинаково правы и не правы, да и кровь чужая уже легче, чем студеная водица, льется...
Вот и полощут бабы на мостках - белье и языками, споря, когда и кому на Дону жить хорошо: при царе (зачем его "отменили"?) или при красных... А никогда не было хорошо, и никогда легко не было - да только жили раньше по человеческим и божьим законам. Земля на всех одна - только те, кто труда да риска не боялся, богатели... а прочие жили попроще... Да только никто ж не бедствовал!
А потом пришла беда, и открыли ей широко ворота... и беда военная потянула за собой прочие несчастия. Смерть полюбила курень Мелиховых - и всего за год выкосила половину семьи: и лихого Петра, и бесшабашную Дарью, и нежную Наталью, и главу рода - Пантелея Прокофьича - сына той турчанки, что убили когда-то по решению схода...
А и рядом - порешил казак Кошевой почитай, все семейство Коршуновых (просто за то, что когда-то в батраках у них служил), а сын Коршунова в отместку порезал-поперевешал всех Кошевых - от малых детей до древних старух...
И не только серебряный блеск донской воды стал фоном действия, но и пламя до неба... пламя, в котором заживо сгорел дед Гришака.
Но вот что интересно: что бы - радостное или страшное - ни происходило на белом свете, существует незыблимое и вечное на все времена.
Сколько любви!
Святой и одновременно грешной, сжигающей души похлеще пожаров и обмывающей их чистой водой ключевою...
Но - когда любовь даже переступает через правила, нормы, стыд, боль - это можно оправдать. И принять - как приняли Мелиховы полюбовницу младшего сына Григория, Аксинью...
Да - замечательный спектакль, совершенно точно сочетающий в себе высокую театральность и человеческую, бытовую правду.
Хотя и декораций немного, и костюмы просты, и грима практически нет, а ведь играют (без каких-то особых внешних приспособлений) совсем молодые древних стариков, и веришь им абсолютно.
А вот называть поименно, выделять кого-то я не буду (хотя, если честно, есть у Козлова такие артисты, которые и в едином хоре солируют так, что замираешь от восторга)... и все-таки именно общий ХОР важнее в спектакле. И не только когда все поют-танцуют (и - ах! - как прекрасно это делают), но и когда каждый, даже и солируя, вплетает ниточку своей энергетики в общую картину постановки.
Посмотреть спектакль (при случае) настоятельно советую. И потом встать в едином с залом порыве, и долго аплодировать и плакать... Плакать после того, как Григорий да еще выживший его сынок встанут на авансцене в красных рубашоночках... а вокруг все, кто уже в ангельском чине пребывает - в белом... И это будут все, кто в самом начале устраивал веселые игрища после долгого трудового дня... и был радостен и этим днем, и грядущей долгой  и счастливой жизнью.
Tags: Питер, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments