bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Фильм "12 лет рабства"

Про фильм подробно написано в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 . Еще лучше просто посмотреть его (можно найти в инет, что я и сделала): картину на что только не номинировали и чего только (включая Оскар) она не получала; не могут же критики и зрители поголовно ошибаться, отмечая ее высокий уровень.
Помимо того, что фильм хорошо снят, и практически все роли в нем хорошо прописаны сценаристом и сыграны актерами, есть в нем лично для меня привлекательный магнитик. Одну из ролей – хоть и не главную, но и не самую маленькую, в фильме играет Бенедикт Камбербэтч…

Подробно пересказывать содержание и проч. не буду, а вкратце – вот так.
Чернокожий скрипач Соломон Нортап (достаток чуть выше среднего, жена, двое детей) решил подработать, играя на скрипке в цирке… и попал в южные штаты, где целых 12 лет был рабом на плантациях… вновь стал свободным человеком и вернулся домой, в общем-то, случайно.

Я вот подумала… Фильм идет около трех часов, и как-то так он построен, что идут года, а герои практически не меняются внешне. Ну, как будто у них, там, в фильме, не такое уж долгое время прошло.
А по сути… ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ! Целых двенадцать! Какого бы возраста вы ни были сейчас, отмотайте из своей жизни 12 лет и представьте, что вот тогда вы вышли из дома… ну, прямо как у Хармса: из дома вышел человек с дубинкой и мешком, и в дальний лес, и в дальний лес отправился пешком… и с той поры исчез.
То есть – у вас не было ни-че-го, что было за эти годы. Вы прожили как бы вне нормального времени в некоем страшном месте, где – всё не так, ребята, где добро и зло поменялось местами и перевернулись с ног на голову… Вы живете… нет, вы выживаете, и возвращаетесь в свой дом, открываете свою дверь лишь случайно. И, несмотря на то, что за этой дверью все хорошо, тепло и добро – и здесь надо привыкать к новой, хоть и прежней жизни.

И еще. История захотела, чтобы было рабство. То есть, этот человек – хозяин, а этот – раб, по сути, предмет неодушевленный (то бишь не имеющий души) для выполнения определенных работ и, соответственно, добывания для хозяина денег.
И пусть даже хозяин – злая сволочь, но зачем же ломать и портить то, что приносит тебе доход? Это все равно, что собственное поле поджечь, или весь скот во внеурочное время перерезать…
Чужой боли тебе надо? Ну, заведи кошек и руби им хвосты, вдохновляясь воплями боли…
По нормальной логике – да, человек вообще не должен владеть человеком. Это правильно и по-божески. Но если так произошло, что нормальной была не нынешняя, а та, рабовладельческая логика?..
И всё равно, даже если вместо сердца – камень, должна же быть в голове мысль о том, что, уничтожая раба, ты уменьшаешь свой доход?..

В общем, не понимаю. Ни с человеческой стороны, ни с хозяйственно-экономической…
(Впрочем, может, это только я не понимаю, а для других такая ситуация естественна).

Да, и про Бенедикта Камбербэтча. Он играет Уильяма Форда, первого хозяина Соломона – человека в меру доброго, в общем, неглупого и хозяйственного. Это именно то, о чем я писала выше: он «станок» вовремя «смажет» - добрым словом или вот – скрипку подарит. «Станок» и будет работать без поломок и с хорошей производительностью…
Но – хозяин есть хозяин. И, даже зная, что его раб – отнюдь не раб, на волю его не отпустит. Зачем? Пусть «станок» и дальше эффективно служит на его благо.
Что же до того, как сыграл свою роль Камбербэтч – хорошо сыграл! Очень профессионально, придраться не к чему. И очередной исторический костюм в очередном фильме о «раньшем времени» ему очень идет.
Но… разбирать роль и актерскую игру не буду. Нечего там особо разбирать.
***
А фильм хороший.


Tags: Бенедикт Камбербэтч, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments