bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Улисс. Мастерская Петра Фоменко. 17.05.14.

«Улисс» в Мастерской Фоменко – спектакль очень литературный.
И потому, что в нем мастерски, без глобальных потерь, перенесен на сцену роман, который признаётся вершиной литературы модернизма.
А еще потому, что, сидя в зале, ощущаешь себя книголюбом, внезапно осуществившим желание оказаться внутри книги, рядом с действующими лицами… Так, словно ты оказался рядом с вышедшими с плоских книжных страниц в объем жизни героями… и, ежели судьба определит тебе в зале правильное место, даже тихонько, исподтишка, тронуть рукой руку Стивена Дедала и ощутить ее тепло…

Действие джойсовского «Улисса» - чуть меньше дня, с пробуждения в 8 утра 16 июня 1904 года, и, по крайней мере, до 4 часов бессонной ночи Пенелопы, она же Молли Блум.
Действие спектакля продолжается, конечно, меньше времени – но все-таки в 17 до 23 (почти) часов – это такой укороченный «Блумсдей» получается.

Дублинцы.
Они ходят по улицам, беседуют при встречах, спорят, работают (или праздно шатаются), пьют «Гиннес» и другие хмельные напитки (или остаются трезвыми), изменяют мужьям и женам (или остаются им верными – даже после их смерти), спят или мучаются бессонницей…
Всё как у всех, и иногда ловишь себя на том, что – это твоя фраза прозвучала сейчас со сцены, это ты могла бы прыгнуть в убегающий трамвай или снять губами плотную пену с темного пива… Это тебя, словно током, вдруг до боли пробивает воспоминание о несделанном…или сделанном напрасно.
Спор в библиотеке о Шекспире – это вообще моя юношеская компания, в которой вот так же (иногда сутками) говорили и спорили, ссорясь и тут же мирясь, вмешивая в тесто литературы, театра, политики острые (или сладкие) приправы «из жизни».

Поэтому самый любимый мной эпизод спектакля – когда Стивен Дедал и Леопольд Блум идут к дому последнего… говорят и не могут наговориться… о Боже, как же баснословно хорош этот их разговор обо всем… и ни о чем.
(Вот также, с восторгом вспоминания и печалью «никогда-больше» я каждый раз читаю, или в той же Мастерской Фоменко вслушиваюсь в потрясающие… и невозможные разговоры Годунова-Чердынцева и Кончеева).

Зал, пусть даже и не переполненный самого начала, тем не менее, не пустеет до конца… И это – несмотря на то, что текст, произносимый со сцены – не прост. И – нет в спектакле «развлекалочек» в чистом виде, а уж если и засмеется зритель, то лишь коротким смешком…
Ибо – это надо смотреть, надо слушать.
Так, словно ты и вправду провалился в волшебную кроличью дыру, и очутился там, в дублинском прошлом, которому уже 110 лет… и увидел как там, рядом с прибоем, Стивен Дедал навсегда вписывает тростью в небо только что рожденные стихотворные строки.

Это было в 1904-м. Это повторилось в 2014-м…
И нет конца, а только бесконечность впереди…


Фото: Алексей Харитонов
Tags: Мастерская Фоменко, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment