bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Электра. Театр Наций. 13.05.14.

Мне подумалось, что режиссер спектакля Тимофей Кулябин устроил в малом зале Театра Наций некий сеанс психоанализа, вложив свои внутренние страхи  и непонимания в уста героев Еврипида, а нас, зрителей, пристроив на место психоаналитиков.
Главное, что хотел доказать нам постановщик, в конечном счете сводится к поговорке: «На Бога надейся – да сам не плошай», а окончательная точка поставлена финальной фразой Ореста: «Бога нет».
Помимо Ореста (но не Еврипида – я даже просмотрела текст… правда, без особого внимания… но, кажется, главное не пропустила), режиссер заставил подтвердить сей постулат крупных ученых, подобрав из их сочинений соответствующие цитаты и разместив их на экранах.
Цитаты длинные, часто в сложноподчиненных предложениях, так что ухватывается общий смысл, в который предлагается просто поверить.
Я не поверила. Ибо вообще не люблю строчек, произвольно выдернутых из контекста.
И, честно скажу, попытка экранными цитатами разбить «Электру» на фрагменты – самое худшее, что было в постановке.
Мне еще не понравилась некая физиология – долгая «игра детишек» с «окровавленным трупом», было в ней что-то совершенно нездоровое, о чем всенепременно режиссер должен рассказать психоаналитику… не тому массовому, что в зале, но своему личному.

Что понравилось.
Текст, в общем, был неплохо купирован, и его осовременивание произошло именно за счет удачных сокращений.
Хорошие артисты. Впрочем, несмотря на то, что и Олег Савцов/Орест, и Елена Николаева/Электра весь спектакль играют некое безумное произведение на струнах собственных нервов, я в первую очередь уважительно отмечу Лидию Байрашевскую/Клитемнестра. Ибо именно она рвет зрительское сердце пополам – и делает это спокойно, но с такой внутренней печалью всепонимания и непроходящего горя…

«Электра» - это история о том, как юная девушка, дождавшись возвращения брата из многолетних скитаний, заставила его свершить месть: когда-то их мать убила отца… теперь надо уничтожить мать и ее нового мужа.
Это – единая, прямая линия пьесы, ответвлений мало. Скажем, мы узнаем, что дочь царя Электра выдана замуж за простого бедного человека. Или – что отец, Агамемнон, когда-то сам лично уничтожил сестру Электры….ну, типа того, что нужно было ребенка зарезать ради некоего дела…

И всё-таки это история про жизнь равную мести, и не включающую в себя ничего кроме жажды мести, жажды уничтожения.

Сцена декорирована под зал ожидания аэропорта. Зал совершенно пустой, ибо в этой гулкой пустоте, не видя и не замечая ничего вокруг, живет Электра. Что бы ни происходило вокруг – она одна, даже если вокруг множество людей – и тех, кто появится лишь на миг, и тех, кто годами живет с ней рядом.
Абсолютное одиночество среди толпы, люди из которой «проявятся» в финале. Да, они равнодушны ко всему, кроме своих сиюминутных забот… но они – люди,  они – живые!
И если они здесь, в аэропорту, каждый сам по себе, то где-то их ждут родные, близкие, любимые…
И только Электра – одна. И даже то, ради чего она жила раньше – ожидание брата, ожидание мести, теперь ее покинули.
Одна и – только тележка с детскими игрушками и вещичками, что оставила ее мать… мать, которая лежит там… мертвая. Мать, которую убил так не хотевший убивать брат…

И даже богов рядом с ней нет: их как бы вообще нет, ибо почему, не бросив все другие дела, они не бросились помогать Электре? Не бросились… Ибо для того, чем живет она, Бог рядом не нужен.

Кажется, не бросились Боги помогать и тому человеку, чья семья погибла – и он теперь танцует в один и тот же день некий ритуальный танец…
А, может быть, Боги как раз помогают этому бедолаге, придумав танец, ради которого живет тот, кому больше не для чего жить… Танец, до которого он всенепременно обязан дожить… может быть, это та крохотная отправная точка, начав с которой, вселенная танцующего человека начнет расширяться до нормальных размеров…

Кстати, этот самый танец, с которого начнется спектакль и который мы еще раз увидим в финале – самое лучшее в постановке. Спасибо его исполнителю, Михаилу Видякину!

Фото с сайта Театра Наций
Tags: Театр Наций, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment