bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Записные книжки, соч.А.П.Чехова. Студия Театрального Искусства. 30.04.14.

Будучи совершенно уверенной в том, что потрясающий мой театральный апрель (итоги подведу чуть позже) завершился МХТовским «Домом», по дороге из театра (бонусом налюбовалась на военную технику, готовящуюся к параду на Тверской) получила СМС от подруги, предложившей входные в СТИ.
Ну, а раз уж я обзавелась аж двумя билетами на май в этот театр… неужто я пройду мимо удовольствия посмотреть еще один тамошний спектакль – да еще за бесплатно?

Сразу скажу: после праздников возьму фотоаппарат, и поеду в район Таганки – с всенепременным заходом в очаровательный СТИ-дворик. Ибо не запечатлеть для себя красоту района и театра… нет, это – нельзя.

Так вот, встретившись со своей новой знакомой – милейшей театралкой, уже  очарованной преддверием ожидавшего нас театрального Чуда…
…мы пошли в театр.

(Скажу, что три спектакля в подряд, завершившие мой театральный месяц, были столь хорошо… хоть – не кончался бы месяц, продлевая его очарование).

А СТИ – это вообще театр особенный: коль Вам хочется подтвердить для себя, и уговорить окружающих поверить в то, что окружающий нас мир – спокоен, мудр, интеллигентен и населен людьми, с коими не хочется расставаться –проведите вечер в СТИ.

Второго такого театра нет. «Намоленное» (самим Станиславским!) театральное помещение, фойе, больше похожее не на театр, а на пригородный дом, в котором собираются друзья - близкие «по крови», по интересам интеллигенты…
…и вот эти зеленые яблоки, «бонусом» предлагаемые гостям… и бесплатные программки… и – внимание к тебе такое, словно ты и правда друг, которому рады… А на «Записных книжках» - еще и оркестрик (слушайте, а это не тот самый, который приглашали когда-то в имение Раневской?) в фойе…

Спектакль – по крайней мере, его первая часть – настолько лёгкий, словно это и не спектакль вообще. В усугубление атмосферы, созданной еще перед началом в фойе – собрались хорошие люди за установленным на сцене столом, чтобы то ли отпраздновать что-то… то ли помянуть… то ли просто – выпить-закусить, и покидать, словно воланчик, друг другу фразы. Которые, на первый взгляд, ничего не значат – сказали… и ушло слово в атмосферу, почти что не услышанное никем… А вот поди ж ты:  больше ста лет прошло, а вернулось это слово к ним, нынешним – словно золотым дождем на нас пролилось.

Первое действие закончилось МОРОЖЕННЫМ – вдруг все на сцене… а за ними – все в зале захотели холодного лакомства (и не будем мы слушать тех, которые предпочитают «что погорячее»). И вот в этой любви к мороженному мы все объединились в антрактном фойе – и были танцы под оркестрик… и (слово даю!) ежели была бы я вчера в театре с дяденькой каким-нибудь, уговорила бы его на вальсок или мазурку…

Второе действие «Записных книжек», начавшееся с дождика, заливавшего сценическую веранду, было совсем иным. И ведь это риск: после воздушной легкости действия первого уговорить зрителей не просто радоваться происходящему на сцене, а вслушиваться в произносимое и - ДУМАТЬ.

Да и вообще: чеховские записные книжки – это не легонькие афоризмы, не жанр анекдота. Это заготовки того, что впоследствии станет «Чайкой». Или – «Анной на шее». Или – «Человеком в футляре»…Да если ЭТО просто останется одинокой фразой… не больше ли в ней золота, чем в огромной романе многословной бездарности?

Зрители вслушивались в эту удивительно красивую читку по ролям… нет, собственно ролей в спектакле почти нет – Холостяк, Беременная, Муж, Критик, Вдова…люди одного круга – близкого нам (ну, лично мне), Но  при этом - есть ли мне дело до имен и биографий тех, с кем судьба пересекла всего лишь на три часа?..

Мы слушали их, уже знакомых незнакомцев…
…и вдруг веранда, освещенная теплым светом лампы, с красными яблоками и самоваром на столе, опустилась вниз – и в синеватом фантастическом свете остался один артист (Игорь Лизенгевич), которые прочел рассказ Чехова «Студент».

И – странно… а, может быть, и закономерно: в этом рассказе была объединена история Петра, трижды, до крика петуха, предавшего учителя Христа, и двух вдов, спустя 19 столетий гревшихся у костра… и история каждого из нас, сидящих в зале, была вписана гением писателя и талантом исполнителя в этот рассказ…

Все так и будет. Всегда. Во все времена – будет кричать петух, и молодой человек протянет озябшие ладони к костру, и с той веранды будут смотреть на нас персонажи спектакля, а мы будем смотреть на нас…
И каждый год весной во дворе СТИ (или в каких-то других дворах) зацветут вишни.
И люди, только что полными горстями испившими радость – от отличного спектакля, общения с добрыми людьми… да просто от того, что листва молодых березок залита лунным светом – будут расходиться по домам.

И все будет, как в рассказе Чехова: «…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».


С сайта СТИ
Tags: Алексей Вертков, СТИ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment