bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Леди Макбет нашего уезда. МТЮЗ. 25.04.14

Этот спектакль я с удовольствием вписываю в свой личный (кстати, очень небольшой) список НАСТОЯЩИХ спектаклей.
При этом в частом его пересмотре – не уверена.
Потому что Кама Гинкас, как почти всегда у него бывает, поставил спектакль, безжалостный к зрителям. То есть – Кама Миронович скорее Поэт, нежели  Директор из Театрального пролога «Фауста» - и на потребу публике никогда не «гонит действий ход».
Так что смотреть этот спектакль отнюдь не просто – но какой же он замечательный!

Во-первых, изящнейший текст Лескова. В спектакле ведь не только диалоги и монологи персонажей, тут и голос автора, комментирующий действие, звучит. Причем вложен он в уста героев, оттого произносится с соответствующим эмоциональным окрасом… в общем, замечательно!

Художник Сергей Бархин в очередной раз создал шедевр сценографии. Он сузил сцену высоченными стенами, выйти за которые можно, только низко согнувшись, скукожившись, или в какую почти невидимую щель просочившись, или с помоста спрыгнуть… да только страшно прыгать: только что туда, в невидимую нам прорву, спустился отравленный Катериной Борис Тимофеевич…
А на стенах лампадки да лики святых – такие темные, что и не видно, кто на иконе… а может, и нет там ничьего лика? Зато оклады серебряные – светлые да блестящие.
Сани с тулупом в них. Без лошади – и чаще всего Сергей в них будет впрягаться: то радостно позвякивая бубенцами, потащит он на авансцену это деревенское ложе любви… то, с трудом развернув, поставит в угол.
А между этими стенами – путь… Путь, кажущийся бесконечным – что вдаль, что ввысь, и то ли в бескрайнюю любовь он уведет, то ли в бескрайние же просторы каторжной Сибири…

И актеры прекрасные.
Елизавету Боярскую я на сцене раньше не видела: таки она питерская, да еще в том театре играет, который мимо меня проходит… Хорошо играет – и легкую игривую беззаботность первых сцен, и скуку безмерную, и любовь, которая у нее смертельной страстью обернется. Смертельной – не столько для нее, сколько для тех, кто хоть невзначай на пути встанет – пусть это совсем малой и безвинный мальчонка будет…

Валерий Баринов в роли свекра, Бориса Тимофеевича – бесподобен. Всё на месте: и как чаи распивает, и как по двору бродит, и как удивляется…и как умирает. Никакого реализма: просто удивился купец своему новому состоянию… да и не станет его.

Игорь Балалаев роли Сергея вообще потрясает. Вот поди ж ты: не принадлежу я к числу его страстных фанатов (коих множество), у меня среди актеров есть магниты попривлекательней… Но – словно тянет он к себе твою душу, и незачем пытаться удержаться: не одной Катерине Львовне, но и тебе быть с ним неразрывной веревочкой связанной…
Как играет!!!!! Просто сказка!
И – вот эта балалаечка, и огурец хрусткий соленый, и блеск в глазах, как у задорного кота… и в тех же глазах – ужас неизбывный, когда на ножки убиваемого ребенка наваливается…
Как бьет он сам себя кнутом, наказывая за прелюбодеяние… Бьет – до полусмерти, а в глазах все тот же блеск, на который, на огонек свечи, потрясенные им девочки-девушки-женщины мотыльками летят…
А в самом конце, когда, клейменным каторжником, он в Сибирь по бесконечному  тракту движется, глаза все равно сверкают – только черным, злым блеском…

Впрочем, все хороши в спектакле. Вот, скажем, Софья Сливина или Олег Ребров – по сути, почти что бессловесные эпизоды играют… но как точно их пребывание на сцене!
В общем, рекомендую любителям театра не бояться непростоты спектакля, а пойти, и им насладиться. Тем более – Билеты в МТЮЗе отнюдь  не столь запредельно дороги, как в… <тут театралы сами вставят названия театров>…

Фото: Елена Лапина
Tags: Игорь Балалаев, МТЮЗ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment