bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Добрый человек из Сезуана. Театр им. А.С.Пушкина. 12.04.14.

Спектакль игрался в рамках «Золотой маски». Подумала, что номинирование на нее сразу двух спектаклей Юрия Бутусова (аналогично – Льва Додина) – это какая-то странная «борьба борьбы с борьбой» (с), Бутусов против Бутусова… Но что делать, если Юрий Николаевич поставил за год аж два спектакля, достойных высшей театральной награды?
Впрочем, держа кулачки за Бутусова (без вариантов), я озвучиваю и свой выбор постановки. Однозначно, это «Добрый человек из Сезуана». Потому что, при всей страстности высказывания, мощи и неожиданности режиссерских решений, яростности актерского горения – а «зажег» их, конечно, режиссер… при всем мощном шквале биотоков, которые беспрерывно врезываются  в зал – в «Добром» нет «заплаток» из синтетической энергетики, создать которые гениальному режиссеру оч.просто, и которые активно используются, чтобы зритель не заскучал… а актерам чтобы их профессия мёдом не казалась.

«Добрый» идеально вписан в конкретный театр – а именно в Театр Пушкина. В почти полностью обнаженное зеркало сцены, его актеров, в музыку П.Дессау, которую играет ансамбль солистов «Чистая музыка». Ничего лишнего; а то, что присутствует в спектакле помимо необходимого театрального минимума – красиво невероятно. И очень на месте.
Так же, как это было на месте в гениальных сатириконовских  «Макбетте» и «Ричарде»… как на месте в «Чайке», которая только прикидывается избыточной…

Единственное – «Добрый человек» у Бутусова получился спектаклем очень злым с финалом абсолютно безысходным – чёрным, как та чернота, в которую погружается сцена в конце, после безответного крика о помощи Шен Те.
Рядом со мной разрывала сердце пополам девушка N. – в одной половине была прекрасная вчерашняя постановка, в другой – тот спектакль Таганки, который когда-то навеки вошел в сердце. Спектакль, в котором «плохой конец» отбрасывали, как нечто ненужное.

В спектакле Бутусова не просто конец не был хорошим… Хорошего – ни для конкретного сценического действа, ни для героини спектакля и для нас, ей сопереживающих – нет в спектакле совсем.
Потому что нет никаких «светлейших богов» с их заповедями – «их», по сути, видит только юродивый Водонос. И нет никаких «серебряных долларов» - мы же сами наблюдали, что Ванг высыпал на тряпку всего лишь песок.  (Откуда у героини деньги на табачную лавочку? Кто знает… Скопила. Нашла. Украла. Мгновенно придумав для всех историю про «дар богов»). Но – обратите внимание! – даже эти, всего лишь придуманные больным воображением, Боги – истончаются, умирают….
Потому что доброты в жизни нет – нет ни на гранулу миллиграмма. Здесь нищий и  правда вырвет под корень протянутую ему руку помощи. Здесь облагодетельствованные мгновенно начинают зубоскалить за спиной благодетеля, издеваясь над ним и незаслуженно требуя все больше и больше…
Да, старики дают Шен Те деньги в долг…Хороший, добрый поступок. Но деньги тут же требуются назад… мол, дали, но тут же испугались своей доброты…

Здесь единственный реально добрый человек – это «злой» парикмахер… и не есть ли рассказы про сломанную им Вангу руку и то, что бараки забиты протухшим мылом – неправда, просто очередные выдумки и сплетни?

Я уже говорила как-то, что этот «Добрый человек» - спектакль о том, что в каждом (В КАЖДОМ!) человеке живут  «два полюса планеты»… То есть – рядом с «ангелом предместий» уживается «собака Шуи Та», злой «двоюродный брат». А в исковерканном физической и умственной болезнью Водоносе живет вот этот сильный и умный мужчина. И лётчик почему-то сразу забывает про «сломанное крыло», превращаясь из повелителя неба в того самого слона, что идёт и смертным боем бьет тех, кто слабее – под одобрительный хохот хозяина… а ведь хозяин в «Добром человеке» - это тот самый  «ангел предместий», что бесплатно раздает рис и сигареты и вытаскивает из петли отчаявшихся самоубийц…

Всё непросто в этом мире.
И каждый сам для себя решает, сколько раз в месяц он будет оборачиваться из доброго в злого… и хочет ли он по ночам подниматься в небо, с высоты улыбаясь тем, кто машет ему с земли – или ему больше по душе право бить… (Хотя… что уж там – «по душе» - души то давно уже нет)…

И только беременная женщина, как в зеркало, смотрится в Бога. И Бог, конечно, будет с ней рядом, когда настанет время рожать.
***
Кстати. Когда 18 апреля в Большом театре будут распечатывать конверты, называя победителей «Маски», я буду изо всех сил переживать не только за Юрий Бутусова и его «Доброго человека из Сезуана».
Я изо всех сил сожму кулачки, желая победы Александру Матросову.
Номинация «Роль второго плана». Роль – Водонос Ванг.
Ибо - прекрасен.



Фото: Виктория Лебедева с сайта «Золотой маски»
Tags: Юрий Бутусов, режиссер, спектакль, театр, театр им.Пушкина, театральная премия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment