bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Пять рассказов И. Бабеля. Видеоверсия спектакля Театра на Таганке.

Давняя таганская подруга прислала инет-ссылку на запись спектакля «Дочь, отец и гитарист». Открыв ее, я увидела, что рядом есть магнит попривлекательней: видео спектакля режиссера Ефима Кучера по рассказам Исаака Бабеля, а это один из самых любимых мною спектакль ТнТ.
Я смотрела его бессчетное количество раз, и даже про видео подумала: а может, в тот день, когда снимали, и я в зале присутствовала…
Ан нет: это поздний вариант постановки, с Александром Цурканом, заменившим Стаса Холмогорова… «вживую» я эту версию уже не стала смотреть.
А вот видео ее – отврррратительного качества, с хроническим сбоем звука и несфокусированностью изображения, посмотрела. Полностью. Все полтора часа.  Все ШЕСТЬ рассказов, которые составляли спектакль «ПЯТЬ рассказов Бабеля».

Смотрела – смеялась и плакала, и бежала впереди артистов, произнося знаемый (и за десятилетия не забытый совершенно) текст…
Это было так здорово – словно бы на эти полтора часа с тебя соскребли лишние годы и лишние килограммы веса.

Вот – любимейший «Ди Грассо», который, солируя, читает потрясающий Олег Казанчеев. «Мне было 14 лет, я принадлежал к неустрашимому племени театральных барышников. Хозяин мой, Коля Шварц…»
История о мальчишке, заложенных им отцовских часах, ожидании расплаты за содеянное… и о волшебной силе искусства, которая поднимала в воздух, заставляя перелетать через сцену великого итальянского трагика Ди Грассо… о той волшебной силе, что может не просто залить слезами лицо, но и заставить (пусть не надолго) вспомнить, что ты есть человек… и что ночные улицы могут быть вот такими – затихшими и невыразимо прекрасными.

Вообще – три рассказа из пяти… нет-нет, конечно же, из шести, что игрались в спектакле – это воспоминания взрослых людей о ярких воспоминаниях детства. Не самого счастливого детства – пропитанного «луком и еврейской судьбой», где «отцы не видели себе хода», где существовали страшные еврейские погромы и – «дела его насмерть угостили»…
Но – были в этом детстве и чубарые голуби, и разбитые о волнорез алые-сладкие арбузы, и вот эта невыразимо прекрасная ночная улица. Были детские слезы – горькие… но такие счастливые, какими они не будут уже никогда в жизни.

И вот вчера, отплакивая такими же счастливыми слезами то нечеткое Чудо, которое явил мне экран компа, я подумала: ведь совсем недавно в интервью Константин Райкин В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ говорил о невозможности, и даже некой преступности  видеофиксирования театральных спектаклей…
А мне кажется, что лишение возможности прикоснуться к Театральному Чуду – да пусть оно будет хоть трижды туманным! – это и есть преступление.
Мало того, что мы, сытые и богатые москвичи (богатые по российским меркам – даже те из нас, кто в столице беден) лишаем возможности людей из действительно небогатой провинции хотя бы одним глазком, краешком заглянуть… ощутить то, что ощущаем мы, сидящие в зале.
Другое дело, что для фиксирования происходящего на сцене надо выбирать умных, талантливых и любящих театр режиссеров и операторов…
Потому что, скажем, тот же сатириконовский «Король Лир» снят удачно; а вот тот, кто делал видеоверсию «Ричарда III», спектакля «не увидел»: в ущерб ряду высокоэнергетичных общих планов были сняты «крупняки», ибо режиссеру показалось, что они будут выигрышно смотреться на экране (увы, он ошибся).

НО! Если бы спектакли не снимали – как я смогла бы увидеть… ну, хотя бы удивительного «Франкенштейна», когда-то игравшегося в Лондоне? Возможно, для сидящих в зале постановка была многократно более мощной… Но я-то в том зале не сидела! И никогда не буду там сидеть! Потому что, как и большинство жителей российской глубинки, не имею возможности приехать и насладиться!
Но запись сохранила и донесла до меня максимально собранную энергетику спектакля (который НА ЭКРАНЕ я пересматривала неоднократно).

Ну, а что касается «Пяти рассказов И.Бабеля»…
Я уже написала, что часть сыгранных рассказов была о прошлом – горьком и сладком одновременно, о памятном, но невозвратимом.
Вчера вечером у меня дома работала машина времени, которая перенесла меня в то время, когда мы были веселы, молоды – и чушь прекрасную несли…
И снова накатывались на берег морские волны, и звучала робкая скрипка, и рассвет проводил черту у края земли…
Как же  было хорошо!


Tags: "Франкенштейн", Сатирикон, Таганка, видеозапись, память, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments