bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

"Макбет. Кино". Театр им. Ленсовета (СПб) в рамках фестиваля «Золотая Маска». 03.04.14

Прекрасно понимая, что вот сейчас мне горло порвут яростные поклонники творчества Юрия Бутусова, всё-таки скажу… При всей моей огромной любви к режиссеру и при немалой (фанатской) насмотренности его спектаклями и начитанности интервью, рецензиями профессионалов и зрительскими текстами – вчера в первый раз я смотрела спектакль гения в джинсах с мыслью: Господи, ну, когда же это всё кончится – ибо зачем мне такая долгая пытка, даже придуманная любимым режиссером?..

Не стала писать ничего про последний просмотр «Отелло», потому что там было тоже тяжело… но хоть накрыло знакомой энергетикой замечательных сатириконовских актеров, да и вытащило….

Сейчас сразу прошу прощения: уже доказано умными околотеатральными людьми, что мозгов у меня крайне много, а то, что со свиным рылом своей эмоциональности я суюсь в калашный ряд Профессиональных Зрителей – это их, Зрителей беда…
Однако – попытаюсь похрюкать, объясняя, в чем для меня проблема и «Отелло», и «МК».

Дело в том, что мне эти спектакли кажутся чересчур избыточными за счет наполненности необязательным. То есть – как только гениальная энергетика постановки идет вниз (иногда актеры не выдерживают накала, иногда… ну, может, не придумалось, как «завершить фразу») тут же возникает чужеродный, хотя и мощно энергетический лоскут для ремонта.

Попробую объяснить это «Королем Лиром», там этого меньше и это попроще.
Когда-то, еще на прогонах «Лира» в 2006 году, это был очень нервный и неровный спектакль – впрочем, «забирающий» до нервного тремоло и последующих бессонных ночей.
Но – были в нем мощнейшие моменты, которые почему-то обходили в отчетах о спектакле и профессионалы, и любители. Может быть, потому, что они совсем криво вписывались в полотно спектакля, а потому и из отзывов выпадали.

«Метельщики».
Появление «попугая Глостера».
«По кочкам» - сцена приезда Корнуэлов…

Регулярно отсматривая «Лира», в какой-то момент я начала писать о спектакле, как о «варианте 2», «варианте два с половиной» и т.д.
Ибо одни сцены перекраивались режиссером, другие просто исчезали.

Первым (вызвав моё биение в грудь и льющиеся слезы) «ушел» - сразу после первого прогона – «Цирковой марш» в сцене ослепления Глостера. Он был заменен другой, более спокойной музыкой…. А ведь мне хотелось удара, взрыва…
Почему так случилось с музыкальной заменой? Возможно, Бутусов «отпорол» от ткани спектакля этот ярчайший энергетический лоскут, ибо он вместе с Сухановым-Глостером смог убрать некий сдерживающий живую энергетику барьер, запустить ее в идеально естественное русло.

В каком-то из режиссерских вариантов вернулся и марш, и попугай…
Вернулись они, как изящные виньетки авторского стиля удивительного режиссера, а не как лоскуты, вынужденно стягивающие расползающуюся ткань.

И в «Отелло»,и в «МК» (по моему «свинячьему» мнению) этих случайных энергетических лоскутов слишком много… Может быть, это потому, что и «МК» ставился Бутусовым в обстановке особой – еще непривычной – ответственности за СОБСТВЕННЫЙ театр, и «Отелло» собирался наскоро, «на живую нитку»…
В результате постановки получились похожими на яростные энергетические пощечины (лицо горит, дышать трудно), но…разве данной наотмашь пощечиной можно что-то доказать?..

Я не слишком люблю искусственно стимулированные эмоции… может, оттого и наркотики не пробовала, и спиртного не перебираю.

Вот вчера – буйный и бесконечно длинный танец людей со случайно выхватываемыми из темноты лицами… Кто-то написал: мол, с трудом удержался, чтобы не станцевать вместе с… но – ведь удержался же… наверное, не до конца «взяло»…
Хотя это был мощный выброс в зал именно искусственной энергетики, которую публика попроще с удовольствием «закачала» в себя… а я задремала на этой громкой сцене (открыв глаза, обнаружила на сцене самого Бутусова и подумала, что что-то я, наверное, потеряла…).

А вот следующая сцена – тоже бесконечно долгая – вот где был поток настоящей энергетики!
Минуты до убийства Дункана. Полная тишина, и даже попытка слова зажата ладонью. Только безразмерно громко тикают часы:  это время между «тик», когда ты – честный человек, герой, любимец короля и народа… и «так» - когда ты уже гнусный убийца, чьи руки никогда не удастся отмыть от крови… ты – человек, который начал выкорчевывать из себя человека.
Вот эта сцена – на те же минуты, что и танец… но так бьет по нервам, что слезы текут и сердце сжимается.

Впрочем, танец… ну, тот, что меня не «зацепил» – он обернулся началом, первыми «кадрами» сцены перед убийством, когда на сцене останется одна босоногая Леди Макбет с транзистором на коленях (для себя: подумать, зачем в середине прерывалась музыка и все танцевали без нее?).
Потом будут еще танцы, например, тот, где под забавную песенку будут веселиться-развлекаться новоявленные король и королева, которые еще не осознали, что внутри у них зарождается безумие…
Или – тот, в котором Леди Макбет будет биться между двумя потоками света, как мотылек с обожженными перьями…
А еще финал… знаменитый танец… И – почему она так боится встать на белый танцевальный помост? Может быть, потому, что на ее ногах не изящные красные пуанты (как нам каджется), а «фантазийно» ободрана кожа? А ты – на окровавленных ногах – должна танцевать, танцевать, танцевать… танцевать целую вечность – с непрекращающейся болью тела и души…

И вот таких моментов… просто невозможно видеть это и оставаться спокойной… в спектакле множество.

Скажем, постоянный выход двоих… ну, пусть будут они мамой и сыном… это не «лоскут», не искусственная вставка. Это – необходимо! И вот это, в конце – в валенках и с виолончелью… когда отчаяние накатывается удушливой волной, прерывая дыхание и песню…
Или вот это – когда, между делом узнав о постигшей тебя страшной беде, непрерывно убираешь со лба, зачесываешь волосы… ибо надо что-то делать, иначе вся кровь прихлынет к сердцу и разорвет его.
Или – Флинс, больной сын Банко, размахивающий прутиком-мечом.
Или – из всех сцен с ведьмами лучшая – когда одна из них будет ездить и ездить по кругу на педальной игрушечной лошадке, нарезая некие фантастические ВЕДЬМИНЫ круги.

Но вся проблема в том, что вся тонкость постановки, в которой АССОЦИАТИВНО важны все-все-все мелочи (а ими спектакль набит, как сундук богача драгоценностями) перекрывается копеечной мишурой случайных эпизодов… И вообще – спектакль длится убийственно долго, и мог бы быть еще вдвое больше растянутым – просто как хармсовская резинка… длится и длится…
И не надо ругать немалое число зрителей (случайно или специально пришедших на спектакль) за уходы в антрактах: они просто меньше, чем я, любят Бутусова, а потому не пожелали больше себя вымучивать этим доооооооооооооооолгим зрелищем.

…Странные для меня сейчас театральные времена… а может, и не странные – а просто я перестала сотворять для себя кумиров из театральных режиссеров. Сейчас практически у каждого из них мне что-то очень-очень нравится… но тут же – что-то вызывает неприятие вплоть до полного отторжения.

Что до Юрия Николаевича Бутусова (хриплю я порванной его фанатами глоткой) – это однозначно мой фаворит, номер первый с большим отрывом от прочих.
В апреле в очередной раз иду на его «Доброго человека из Сезуана» (несмотря на то, что смотрела спектакль месяц назад; надо кое-что пересмотреть и уточнить для себя).
В мае всенепременно пересмотрю «Чайку», и на «Короле Лире» с начала сезона была всего раз.

А в июне потрачу часть отпуска на поездку в Питер, буду «добирать» в Ленсовета последнее, что поставлено на тамошней сцене Юрием Николаевичем.
Понравятся мне эти спектакли или нет – пока неведомо.
Если не понравятся… может, и не буду писать ничего… можно же и оставить без критики режиссера, который многократно делал меня очень счастливой.

А вот если понравится, тогда напишу всенепременно.
И вообще: получались же у Бутусова такие однозначно ГЕНИАЛЬНЫЕ спектакли, как «Макбетт» и «Чайка» в Сатириконе…
И будут еще – не хуже. Мне кажется, в этом не сомневается никто.

Tags: Юрий Бутусов, спектакль, театр, театральная премия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments