bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

DOSTOEVSKY-TRIP. Театр на Юго-Западе. 26.03.14.

Вчера после спектакля я говорила подруге о том, что Золотой Век ЮЗ мы с ней не застали… но и тот Век Серебряный, который был в этом театре несколько лет назад… Он – наш! И – он был великолепный.
К сожалению, то, что я видела из последних здешних постановок… Даже если они были неплохи, примерно так же можно окультуриться в двух третях других театров, посему ехать на дальний край Москвы… ну, не знаю. Пожалуй, не стоит.
Зато стоит смотреть-пересматривать постановки прежних лет. Особенно те из них, от серебра которых не пооткусывали кусочки сыгранных потрясающими артистами ролей… мало того, что пооткусывали – так еще залатали спектакли невнятной и чужеродной актерской медью.

Ну,да ладно.
О чем это я?
Я и критиковать не имею права. Давние зрительские заслуги уже давно не засчитываются, а новых у меня не наблюдается: в этом сезоне я на ЮЗ была в первый раз.
На Д-трип меня чуть не за уши притащили: мол, ты же любила этот спектакль, ну, и…
Вот я и «ну, и».

Если я на ЮЗ редко появляюсь, то сие не значит, что мимо других театров прохожу. Смотрю много, просеиваю смотримое тщательно. Активно совмещаю многоразовое смотрительное фанатство с заинтересованным, но одноразовым просмотром.
Вот с такой зрительской наполненностью и начала я смотреть вчера Д-трип.
Начала, собирая камушки сценических ашипок и ачепяток, дабы потом покидаться ими в театр при написании текста.
Ну, что… не все на сцене стараются быть внятными (имею в виду дикцию). Хочу текста (а он в пьесе Сорокина превосходно построенный… хоть и гаденький местами), получаю его не полностью… да еще текст одного персонажа «наезжает» на текст другого… Дорогие мои артисты, ну, дайте хоть фразу товарищу договорить, потом вставите свое, наболевшее.
Новый Химик… Кириллов в этой роли нравился больше…

В общем, вот так сижу себе на своем неизменном 6 ряду, губы кривлю помаленьку…

А тут вторая часть начинается – та, что из «Идиота» Достоевского.
И – вот тут уже «попёрло»…С того самого момента, когда ОНИ только начали вставать с бочек, еще только влезали в шкурки новых для себя персонажей… «Киииняяязь?» - «Настаасья ФиилиППовна?»
И тут – музыка, конечно. Потрясающая музыка, как основа действия, в которую вплетены актерские голоса.

Невидимые пуговички на невидимой жилетке, которые застегивает князь Мышкин… а потом все не знает, как ему руки сложить и куда их деть.
Троекратная пощечина.
Ритмичное «в Е-ка-те-рин-гоф».
Полет Настасьи Филипповну на руках Мышкина и Рогожина.
То, как гнутся запястья и пальцы, когда все показывают ими в одну сторону…
Удивительно тонированное – «не рогожинскую, а чистую».
То, как ломается, словно механическая игрушка без завода, Мышкин.
И – в первый раз возникший огонек, освещающий страшное в своем восторге лицо Настасьи Филипповны…

…хочу сказать, что всегда раньше я воспринимала Д-трип, как спектакль, состоящий из 4-х частей… ну, и финала с появлением Продавца и Химика и героями, уходящими к заднику от гаснущих один за одним огней…
Вчера же только первая часть была – отдельно. Всё остальное… ну, как сказать? – единое полотно, единый блок, единый паззл, состоящий из идеально пригнанных фрагментов…

То есть – не так. Изящный паззл «идиотской» части рассыпается на составные кусочки – и, совершенно неожиданно на основе тех же персонажей, характеров, ситуаций, мыслей и мечтаний возникает новая картинка – совершенно другая!
(Вчера немного отвлеклась от гармонии спектакля, и, с точки зрения алгебры, посмотрела, как, виток за витком, Сорокин уводит героев от Достоевского к…Сорокину. Ведь витков-то этих всего ничего, а как всё изящненько сложилось!).

Часть предфинальная – она страшная. И замечательно, что зрители, благосклонно прохохотавшие всю предыдущую часть (а там, если честно, есть, чему шумно порадоваться), вдруг замирают… и слушают ЭТО уже просто в звенящей тишине. Вот эти монологи, истории из детства… это трудно слушать, это почти немыслимо проговаривать актерам… интересно, как Сорокин это всё писал?.. или – отстраненно, просто как холодный художественный текст, кусочков души своей в него не закладывая?..

Меня просто мелко знобит, когда я слушаю эти монологи.
И я понимаю, почему каждый, кто рассказал нам со сцены историю, очень быстро «опадает» то ли в глубочайший обморок, то ли – в смерть…
Потому что, рассказав ТАКОЕ, ты словно бы вскрыл грудную клетку – там, где сердце и душа. Но, вместе со сдерживаемым ранее гноем, в образовавшуюся рану вытекает и светлая кровь… вся, до капельки… И жить с такой раной– невозможно…
И вот в полутьме вскидываются руки для очередного ритмичного удара по бочке, открывается рот для очередного вопроса… и бессильно падает… стекает вниз безжизненное тело.

Вылетели души…И только в самом конце они еще раз покажутся нам – тревожными гаснущими огоньками. И почти бесплотными тенями тех, для кого только что состоялся ПРИЕМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ этого книжного наркотика, оказавшегося дозой убивающей откровенности…

Tags: Алексей Матошин, Валерий Белякович, Олег Леушин, ЮЗ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments