bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Будденброки. РАМТ. 21.03.14.

Я люблю спектакли, поставленные, как шоу. В них бегают, прыгают, кувыркаются (иногда с риском для жизни); что-то громко и с невероятной скоростью говорят, поют и танцуют; бесконечно меняют декорации; бросают друг в друга (в крайнем случае – просто на сцену  из-под колосников) тяжелые предметы; зажигают огонь и барахтаются в воде… Я очень люблю такие, брызжущие энергетикой спектакли – а уж если они поставлены талантливыми режиссерами, могу повторять их просмотры многократно.

Есть другие спектакли, в которых кульбитам и пляскам отводится минимальное время. Здесь в основу положена хорошая литература, слово, как изящной виньеткой, украшенное талантливой режиссурой… Здесь если и бросают тяжелые предметы, то не так, как дрова в огонь, дабы жаром полыхнула энергетика – здесь что-то бросят или закричат, только если без этого никак не обойтись…
Я очень люблю и такие спектакли, смотрю их тоже неоднократно – и моя душа всегдашнего влюбленного книжника «набирает» с хорошего, тихого сценического слова не меньше восторженных эмоций, нежели с обвала красок и звуков.

РАМТовские «Будденброки» - это как раз в большой степени «книжный» спектакль, не случайно же действие то и дело перемежается отнюдь не театральными, но сугубо книжными ремарками: «он сказал», «она промолчала, но подумала»…
Я смотрю этот спектакль в третий раз, и сейчас, к постоянному восхищению мягкой и теплой режиссурой Миндаугаса Карбаускиса, очень точной – практически безупречной – игрой всех актеров, потрясающей сценографией Сергея Бархина, точностью (и при этом «немногословностью») музыкального оформления, прибавилась моя большая радость театрала от того, что постановка окончательно «обмялась». Теперь в действии нет зазоров и лакун, оно единое и – ах, какое красивое!

Вот кажется: нам что Гекуба… что нам бытие живших в 19 веке бюргеров… не всё ли равно. В как смотрится спектакль!
Ну, в общем-то, смотрится так же, как играется. Они там, на сцене – живые, настоящие, говорящие настоящие слова, по-настоящему живущие, любящие, страдающие, умирающие… и мы смотрим на сцену, любя и страдая вместе с героями…

Три поколения Будденброков, вписанные в историю торгового дома… живые люди, которые, один за другим, угасают – как угасает и их семейное дело.
Интересно, что «среднее поколение» Будденброков – Том, Христиан и Антония –совершенно разные, и идут они по жизни совсем разными тропами… а вот поди ж ты: все они приходят в никуда, к обрыву…  Как у сказочного камня, разошлись герои в пути, да только кто-то счастья не нашел, кто-то коня потерял, а кому-то случилось и убитым быть…
Что же случилось? Может, и правда, времена не благоприятствовали бизнесу? Но тогда – почему и с личной жизнью ни у кого их Будденброков не сложилось? Хоть по любви создавай семью, хоть по обязательству, хоть от тоски одиночества -  а все равно жизнь, как треснувший кувшин, не наполнишь…

Судьба? Как она выглядит – может, как Герда, этакая Снежная королева с вечно обнаженной спиной и такой же вечно звучащей – гениальной, но однообразной – музыкой… И звучит один и тот же мотив, словно снегом заметая дороги, по которым могли бы придти к Будденброкам удача и счастье…
Обратите внимание: во втором действии хоралы, что раньше пели все Будденброки под сводами кирхи, сменились на этот мотив, который так и звучит по кругу, по кругу, по кругу… Звучит даже тогда, когда оставшаяся в одиночестве Антония кладет руки не на клавиши – на крышку фортепиано.

В общем, этот спектакль – тихая и печальная история жизни самых обычных людей.
Для которых, кстати, вечная музыка могла бы стать началом нового – не гибнущего, а процветающего дела. Ведь маленький Ганно (тот, что умер от тифа в детстве) явно мог стать незаурядным музыкантом, разрешившим сомнения Тома – «интеллигент я или делец».
Интеллигент. И, может быть, это была бы единственная дорога, которая не привела бы семейство Будденброков к обрыву.

Фото: Евгений Люлюкин
Tags: РАМТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Идеальный муж. МХТ. 15.06.2021.

    Я начинала смотреть ИМ, когда ему было три спектакля (и примерно месяц) от роду. Обалдела сразу, с первой сцены, после финала подпрыгивала и…

  • В окопах Сталинграда. МХТ. 04.06.2021.

    Спектакль очень хороший. Он хорош по тексту. Книга В.Некрасова очень сокращена, но 1 часа 20 минут вполне хватает на наше, зрительское…

  • Месяц в деревне. МХТ. 04.01.2021.

    Вот даже не знаю… Спектакль смотрела аж две недели назад, и всегда, когда что-то в театре нравится или не нравится, я хоть какую глупость, но напишу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments