bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Карамазовы. Реж. К.Богомолов. МХТ.19.03.14.

Смотрела вчера спектакль во второй раз (первый – на прогоне). Иногда спектакли довольно быстро «обминаются» или наоборот – «разбалтываются». Здесь – практически без изменений.
Не хочу философствовать, вкручивая свои версии увиденного… а то ведь и правда, получится ситуация – «поэта два часа отпаивали водкой после того, как он узнал о скрытых смыслах собственных стихов».
«Я лишь зритель. Это разумней», - как сказано у Камю. Вот и постараюсь рассказать о «нравится и не нравится»… ну, а если философистика какая вместе с софистикой влезет – так извините.

В общем, мне спектакль НРАВИТСЯ. И даже очень – иначе не пошла бы я на него во второй раз. Пойду и в третий. Скорее всего, третий - это не последний.
Меня, как «лишь зрителя» устраивает «Карамазовых» не всё, но очень многое.

Что НЕ устраивает. Декорация.
Нет, мне ОЧЕНЬ нравится сама идея этого черномраморного крематория с гжельскими голубенькими увеселениями пространства. И кресло-носорог прекрасное (интересно, это театральная бутафория или сия красота стоит столько же, сколько в каталоге, а именно 55 тысяч долларов?). И нравится, что тело мертвого Митеньки выкатывается из стены так же, как почти оттуда же выкатывается экран…
НО.
Вот сижу я себе на своем 6-м ряду партера с краешка. И один из «глаз» (правый?) со своей камерой стоит аккурат напротив меня, закрывая своей… эээ… фигурой всю сцену за столом в доме Карамазовых. Я ее, конечно, на экране вижу – но не в кино же пришла. В театр, за ЖИВОЙ, а не экранной энергетикой.
А на последнем действии пересела вообще на 1-й, то есть супер-вип ряд. И что? Добрая половина сцен - сидя на креслах-диванах, которые столь высоки, что мне только макушки и видны были. Опять же – спасибо экранам, выручают… впрочем, с 1 ряда один из них был для меня потерян… К тому же в сцене, где Смердяков отдает Ивану припрятанные деньги, камера на эти купюры и направлена… вот так и получился какой-то радиоспектакль с прекрасными голосами Вержбицкого и Кравченко.

А теперь о том, что понравилось.
Режиссерская концепция… ну, не знаю - собиралась ведь не философствовать. У меня нет отторжения. Т.е. мне нравятся и те сцены, которые поставлены практически в классической манере, и театрально-режиссерское безумие типа пролетающего ворона с ларцом в клюве или побегушек двух пьяных «милицейских» в поисках «чёрта». А сколь превосходен памятник старшему Карамазову, раздающий дамам белые розы. Вот что значит – мощная мужская энергетика: дамы охотно берут эти цветы с надгробия от того, у кого (как нас только что предуведомили), черви в голове.
И длинные статичные монологи мне не мешают (эх, еще бы видеть вживую тех, кто говорит!).
И радостно удивило объединение святого (святого ли?) старца Зосимы и наимерзейшего (по книге, не по спектаклю) Смердякова (Виктор Вержбицкий): в одной же елейной интонации они произносят слова, да и слова-то, по сути, схожи.

Но я лучше про актеров.
Ох, до чего ж все хороши! И даже Карпова и Стеклов – они прочих догонят, еще и перегонят – молодые ж еще совсем…
А вот прочие…
Ну, тут на самой вершине, и практически недосягаемо для прочих (тоже замечательно играющих) стоит Игорь Миркурбанов.
Всё-таки немыслимый актер, какая энергетика и харазма! А какой актерский профессионализм – ведь вот так, с ходу, в еще неразогретом спектакле, при зрителе, который еще в действие не влез… и чтобы вот так погнать действий ход в первой же фразе на повышенных тонах… ох… да с первого же его слова зал, простите, заткнулся и превратился в стаю зайчиков, завороженных удавом…
Ну. вот как играет! Одна фраза – и словно гвоздь в тебя заколотил, и только ты от ВПЕЧАТЛЕНИЯ отходишь, как он второй фразой, словно гвоздодером, заколоченное назад вытаскивает. И снова – удар!... Словно это не Дмитрия – тебя бьют в этом самом «родительском дома – начале начал». А ты по-мазохистски этому радуешься…
Второе действие несколько провисает – имхо, из-за того, что Федор Павлович ни в каком обличии на сцене не появляется.
Зато финал действия третьего… Вы думаете, зачем я на 1 ряд перебралась – ведь уже смотрела спектакль и знаю о неудобстве этих мест? А перебралась я, чтобы финал напрямую на меня выпал – с максимально близкого расстояния, чтобы суперэнергетика уже не Федора Павловича – ЧЁРТА! - меня буквально размазала по креслу, чтобы плакать мне последние минуты спектакля слезами горькими и радостными…
И совсем финальное – «Я люблю тебя, жизнь!» - не в возвышенно-мягкой трактовке Бернеса, а вот так – дробя себя и меня на куски…
Нет, это – совершенно невероятно!

О прочих артистах - тоже с искренним восторгом.
Ну, тут бы мне пришлось пропеть столько панегириков, сколько человек в театральной программке.
Какая точность игры и какая мощь! У всех!
Вот даже крохотное появление Надежды Борисовой в роли Бабысынапотерявшей – это видеть надо, как меняются ее лицо, глаза от надежды к отчаянию, потом – к восприятию чуда, и вновь – к отчаянию…
А какая потрясающая Хохлакова-кубышка (Марина Зудина) с мощами св.Варвары, которые она Митеньке вместо трех тысяч предлагает, золотыми приисками, киноужастиками да определением характера по походке!
А монолог Ивана (Алексей Кравченко) во 2 действии – длинный-длинный, и в такой тишине!
А Алёша Карамазов у Розы Хайруллиной! Ей вообще и говорить не нужно – от этой актрисы и взаправду Божественный Свет изливается, когда она даже просто молча присутствует на сцене…

Про прочих ничего не сказала, не потому, что они хуже… времени нет на продолжение текста. Увы.
Посему кратко резюмирую:
1. спектакль – хороший
2. Чёрт – есть.

Вот так вот.


На снимке: отец и сын Карамазовы (Игорь Миркурбанов и Филипп Янковский).
Tags: "Карамазовы", Игорь Миркурбанов, Константин Богомолов, МХТ, режиссер, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments