bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Добрый человек из Сезуана. Театр им. Пушкина. 05.03.14

Является ли Сезуан «злым» городом – настолько злым, что должен погибнуть?
Город как город, в котором  вперемешку живут добрые и злые, богатые и бедные, трудолюбивые и ленивые люди… Боги дали каждому из них свою судьбу, оставив, впрочем, за собою право эту судьбу переделать…
Или их, этих Богов, вовсе нет – ибо видит их… или – его? её?.. только один юродивый водонос. И каждый сам творит свою судьбу, оборачиваясь (в зависимости от жизненной ситуации) то добрым – то злым… то богатым – то бедным… то трудолюбивым – то лентяем…
Люди как люди, и в каждом «Ангел предместий» перемешан с «собакой», а «лётчик» с «восьмым слоном» (тем, у которого «клык остался»).
И кто же вдруг, ни с того, ни с сего, впустит в свой дом некоего виртуального «Бога», которого видят только безумцы… да вот еще молодая проститутка увидела – или НЕ увидела, а просто подыграла немного приятелю…

Зрителям из числа «ветеранов» Театра на Таганке довольно трудно вначале смотреть этот спектакль. Ибо постановку Юрия Любимова знаешь наизусть, и на спектакль Юрия Бутусова невольно приходишь в скрытом ожидании повтора.
И в чем-то повтор есть. Например, в тексте, произносимом со сцены (один и тот же перевод).
А еще – нет-нет, да и возникнет на сцене Театра Пушкина повторение таганских интонации или жеста… не тех, что были у актеров, игравших «Доброго» в последние годы… я говорю о прежних годах, пришедшихся на «золотой век» Таганки.

В общем, вначале даже легкое недоуменное возмущение появляется: ведь ожидаешь-то определенного… а показывают тебе то, да не совсем то.

Потом привыкаешь. Я вот смотрела спектакль в третий раз, так это уже совсем легко, и эта, новая постановка, всё больше стирает из памяти ту, что 50 лет назад начала Таганку…
Ибо спектакли-то (за исключением перевода основного текста), в общем, совсем-совсем различные.
Хотя бы потому, что в них одними и теми же словами говорится совсем про разное.

Спектакль Таганки рождался на самом пике «оттепели», когда была уверенность в том, что ВСЕ ВМЕСТЕ смогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути если не к коммунизму, то к самому гармоничному обществу на планете. Хорошо, конечно, если найдется лидер, хотя бы интуитивно знающий правильную дорогу… Какой-нибудь Ангел предместья, или Данко с горящим сердцем в руке вкупе с гордо реющим Буревестником…
Главное, не дать им сбиться в пути, не разрешить оборотиться в злого Шуи Та.

В спектакле Таганки Боги дают разрешение на приход «двоюродного брата» почти что в шутку… Конечно, после этого звучал крик-просьба Шен Те о помощи, но… это ведь был не финал спектакля. После этого нам сообщали,  что «плохой конец заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим» - должен и будет, хотя бы потому, что никто из произносящих текст не искал «в искусстве выгод».
(Это много лет спустя, за несколько часов до произнесения со сцены этой фразы, таганские актеры будут выяснять, правильно ли поделен гонорар… но это будет еще не скоро. А в то время – крик о помощи индивидуума топился в бочке всеобщего дружного оптимизма).

В спектакле Юрия Бутусова вслед за криком о помощи Шен Те наступает непроглядная чернота. Потому что, как ни крути, в этом жестоком мире каждый добрый человек может надеяться только на себя.
Протягивая палец, будь готов к тому, что тебе откусят руку по локоть. Готов к этому? Сделал выбор? Ну так – где он, твой палец? Давай его!
Очень трудно бежать по острию бритвы, зная: упадешь на сторону добра – можешь искалечиться, как при падении с каменного обрыва, тогда как на стороне зла подстелены мягкие перинки.
Но как быть, если та сторона, где доброта, щедрость, любовь – она манит и тянет тебя… она для тебя родная?..

Шен Те становится на сторону зла, чтобы спасти своего, еще не рожденного ребенка. А как же, спросите вы, дети столяра Лиин То?..
Не знаю…
Но ведь спасти и уберечь ВСЕХ – не соразмерно ли это бессильной попытке  в сильный снегопад прочистить одной лопатой весь город? Можно ли обвинять того, кто вычищает только узенькую дорожку, по которой сможет пройти только собственный сын?
Да – сын, лётчик…не случайно же в одной из сцен беременная женщина отражается, как в зеркале, в Боге… словно бы Богом и сама становится…

Да и вообще – как обычная смертная женщина может оставаться сильной и доброй, если и силы Богов истончились до почти невидимой паутинки?
Отчего улыбается Бог в последнем монологе Шен Те? От того ли, что даже в злом Шуи Та бьется сердце Ангела предместий? А может быть, эта улыбка от злого понимания того, что не только Боги страдают от доброты и всепрощения, но и их земным подопечным приходится ох, как не сладко…

Кстати, Бог в нарядном, но каком-то детском платьице, оттанцевал на свадьбе с Янг Суном, словно бы благославляя его на любовь… там еще красный шарик был… что это – сердце? Так почему же тогда такое пустое и легкое? Не получился этот танец…
Зато в финале Бог увел с собой Ванга – единственного друга Шен Те… и одного из немногих добрых (да, от юродивости, но – добрых!) человеков из Сезуана…

И уже совсем никому не откликнуться на крик от помощи… Хотя кто-то обещал быть рядом, когда родится ребенок… Кто – Бог или злой Шуи Та?

Фото: Василь Ярошевич
Tags: Таганка, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments