bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Отелло. Сатирикон. 10.03.14.

Сухие цифры.
Через полгода показа в Сатириконе «Чайки» количество сообщений о спектакле в соответствующей теме форума Дениса Суханова выразилось в цифре 600. При этом обсуждение бутусовского спектакля выплеснулось в соседнюю форумную тему; о постановке писали на «Театральной афише», ее – уж совсем нецелево! – обсуждали на форумах МХТ и Вахтанговского театра…
Полгода показа «Отелло» выразилось всего в 131 сообщении на том же форуме, при этом добрая треть их – это всего лишь фотографии…

Не могу понять, с чем это связано.
По крайней мере, по глубине актерских работ спектакль бездонен.
Кажется, сатириконовские актеры вообще забывают, что есть предел человеческих возможностей, потому что, отыграв «быстро, как только возможно», они переходят к новой стадии – «еще быстрее»… то есть – рвут свои и зрительские сердца на возможно мелкие кусочки… а потом умудряются размельчать каждый из них.
Это на 120% касается тех, кто работает с Бутусовым не в первый раз – но и молодежь старается изо всех сил, оттого играет почти вровень с мэтрами (или по-иному играть у Юрия Николаевича невозможно?).
Невозможно и смотреть, не отдав свою душу на растерзание - потом собираешь ее клочки и пытаешься собрать заново… Собрать-то можно, только – всё же немного по-иному, чем раньше было, соберется.

Может быть, при всей сумбурности «Отелло» и неожиданности поворотов сценической версии пьесы, всё это как раз оказалось «ожиданным», обсуждавшимся в контексте других постановок «гения в джинсах»; зачем повторяться?
Или – что-то еще? Что?..

Может,  «Отелло» - более «закрытая» постановка, нежели прежние спектакли Бутусова, и «пишущие» зрители, коротенечко откликнувшись на просмотры раз или два, законопатили свои фанатские норки, дабы в одиночестве, ни с кем не делясь, переваривать накачанную на спектакле энергетику?

Мы почти наверняка ошибаемся в наших трактовках бутусовской «нелинейности» и стремимся свести увиденное к общему знаменателю, многое упрощая…
Но мне опять показалось, что этот спектакль – он не про историю любви и ревности венецианского мавра (тем более, что  содержание пьесы сильно урезано, и подается на сцену дробными фрагментами).

Скорее, то, что мы видим в Сатириконе -это вывернутая наизнанку и выставленная на всеобщее лицезрение душа со всеми ее пятнами черноты, скелетами в шкафах, экзотическими орхидеями чувств… со всем этим набеганием волн то черных, то белых мыслей (и не случайно белокожий Отелло/Суханов удивленно воскликнет: «Я – черный»).
Внутренний голос начнет произносить чушь, приостановится на полуфразе… и произнесет ее до конца – из миража, из ничего, из сумасбродства своего вылепив и материализовав страшного Голема.
Снова и снова будут повторяться призрачные ответы на незаданные вопросы. То, чего на самом деле не было, превратится в больную реальность, и уже не вспомнится, что однажды случился не злой удар, но – нежный поцелуй…
Сон разума родит чудовищ. Всё доброе в душе начнет гореть адским пламенем, и даже почва под ногами сперва вздыбится и вывернется наизнанку, а потом вообще исчезнет – и ты словно бы окажешься на Острове, Где Ничего Нет. Совсем ничего. Даже воздуха.

Надо жить. Надо – жить…
А как жить – по чему ходить и чем дышать, если даже белизна любимого тела, любимой души твоими стараниями замараны, выжжены, превращены в грязь и черный пепел.
И короба твоей жизни, еще недавно наполненные до краев добротой, счастьем, любовью, всепрощением и смелостью - пусты… если не считать никчемной игрушки,  что напоследок споет тебе песенку о сбежавшем счастье…

Можно, конечно, сказать, мол – сам виноват: незачем было слушать с грязью перемешанный елей, что люди и обстоятельства лили в уши… надо было отставить в сторону черную краску (а помните, как в конце 1 действия возникает в руках Яго – внешний ли это недоброжелатель или свой же внутренний голос? - баночка с БЕЛОЙ краской, которая потом незаметно заменится на черную?).

Легко говорить… ведь даже если высечь самого себя с целью направления на путь истинный… кто знает, куда приведет тебя дорога твоих мыслей…

Юрий Николаевич Бутусов прав: «Отелло» и правда страшная пьеса…
Это пьеса не о черноте тела, но – о черноте души… И чернота эта, даже если не поглотит ясный белый цвет, то замажет его, оборотив в тусклую серость…
Tags: Денис Суханов, Сатирикон, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments