bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Михаил Левитин: "Гордон Крэг. Думай обо мне"

Вчера вечером воспользовалась любезным приглашением с сайта любимого Театра Эрмитаж:
Дорогие друзья! Если по каким-то причинам вы пропустили начало нового авторского цикла Михаила Левитина «Под небом театра» на Телеканале «Культура», у вас есть возможность посмотреть все четыре передачи на сайте телеканала.
Начала смотреть. Правда, со второй передачи - «Гордон Крэг. Думай обо мне».
Почему с нее? А потому что относительно «Гамлета» Крэга в Художественном театре у меня возникло странное впечатление: мне вдруг показалось, что я спектакль видела (чего не может, конечно, быть, ибо он был поставлен и снят чуть не за полвека до моего рождения).
Дело в том, что впечатления от посмотренного давным-давно, и даже понравившегося спектакля со временем как бы «вымываются» из памяти, где остается что-то типа сильно выцветшего дагерротипа, на котором – вдруг! – ярким пятном проявляется одна фраза, жест, деталь костюма…
Но и есть постановки, про которые Леонид Филатов написал: «И пусть я никогда спектакля не увижу, знать я буду знать, что был такой спектакль».
Да, спектакль остался в памяти других людей, и если они талантливо рассказали о нем, это тоже становится ярким пятном ТВОИХ воспоминаний.
Про «Гамлета» от Гордона Крэга я читала много – именно крохотных, но вдохновенных фрагментов в воспоминаниях разных очевидцев – тех, кто спектакль делал, в нем играл, его смотрел.
Ну вот, например, помню написанное Софьей Гиацинтовой о «золотой горе» в сцене «Мышеловки» - одинаковые блестящие одежды, и одинаково-бесстрастные выбеленные лица, одновременно поворачивающиеся в сторону говорящего текст… И среди них – разрумянившееся, довольное лицо опоздавшего артиста, пытающегося «держать серьез» и этой попыткой «расколовшего на ржач» остальную массовку…
Чье это воспоминание? Гиацинтовой? Или – того человека, который сидел в тот вечер в зале и видел это собственными глазами? А может быть, тогда в зале сидела я – в моей прошлой жизни?..

…На том пространстве, где Михаил Левитин ведет программу, множество стульев – стандартно-коричневых, оранжево-красных, белых…
Это пустые стулья. Или – на каждом из них кто-то сидит, вместе с нами внимательно слушая ведущего? Только они не видны случайным собеседникам, а вот если внезапно повернуть голову и вглядеться, то увидишь тени…
Вот на этом – белом стуле, что стоит на сцене – сам Крэг. Не старик, а – совсем молодой и настолько красивый, что и вправду во времена Шекспира мог бы в театре играть девушек…
А это – босоногая Айседора Дункан; именно она порекомендовала Крэга Станиславскому…
Станиславский и Немирович-Данченко – в разных углах: это только начало их творческого непонимания, но оно, да еще приперченное завистью, уже начало раскалывать театр…
Элегантный Качалов – конечно, с книгой в руке, ведь именно он сыграл Принца Датского…
Шелестящая золотыми одеждами массовка, и проступающие в объем ширмы, придуманные Крэгом…

А вот там пустой стул… промежуток малый… словно бы это место для меня – видящей все это впервые на экране и одновременно – вспоминающей.

И знаете, чем хороши программы, спектакли и книги Михаила Левитина?
Тем, что они включают даже ленивые мозги, тормошат, заставляют додумывать, дочитывать…
Ведь менее получаса, что длилась передача – это то время, за которое можно лишь сделать карандашный набросок (и словно бы не случаен этот привычно-вечный карандаш в руке Михаила Захаровича).
А наше, зрительское дело – либо удовлетвориться этим беглым рисунком рассказа, либо, плеснувши краску из стакана, раскрасить будни, и, внутри них – вот эту историю.
И я уже взяла первую краску, сдернувши с полки ту самую книгу воспоминаний Софьи Гиацинтовой. И уже зачиталась ею, восторженно наблюдая, как начинают обретать плоть и страсть люди, жившие в одно время с Крэгом, видевшие его спектакли...
Tags: Михаил Левитин, Эрмитаж, память, режиссер, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments