bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Сказка о том, что мы можем, а чего нет. МХТ. 27.02.14

Стоит ли смотреть полуторачасовой спектакль ради одной сцены – которая, впрочем, так удивительна и прекрасна, что теперь будет сниться в театральных снах?
Или этого слишком мало… Ибо без этой пятиминутки остальная часть спектакля хороша лишь наполовину – и то, в основном за счет игры актеров, которые очень талантливы все (от мала до велика):  ведь МХТ – это как проба на золоте, печать… или, в контексте спектакля, четыре гербовые печати по углам?
Ну, а вторая половина… это – «и скучно, и грустно, и некому руку подать»… именно «некому», ибо нельзя же полюбить или возненавидеть не живого актера, а невнятный шум за стеной, который он производит?

Дело в том, что Малый зал МХТ разделен на этом спектакле на четыре обособленных комнаты, изображающие кабинеты в некой «ментуре». Кабинеты эти соединены проходами, но построены так, что каждый из ¼ части публики (а это примерно 30 человек) не видит остальных. При этом и актеры играют то там, то здесь, посему – сидя в полутьме и прислушиваясь к вскрикам и поскрёбываниям, слегка завидуешь тем, кто это ВИДИТ там, в соседней «камере»… наверное, и они завидуют нам, вживую наблюдающим сценическое действие, а не догадывающимся о происходящем вдалеке…

Кстати, отнюдь не тетушки-капельдинеры, но молодые «менты» разводят перед началом народ «по камерам». Мы были заведены в зал заранее и усажены на места возле двери: мол, она игровая, открывается, а оттого здесь не так душно… но разве ж я могла удержаться: выскользнула со своего места и вместе со всеми прошлась «под конвоем».
Забавно, хотя показалось, что актеры-охранники, регулирующие публику-задержанных, слегка стесняются.

Ну, а потом было само действие.
Вкратце – про что.
В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был славный охранитель народного спокойствия Олег Григорьевич Махмудов. «Крышевал», взятки брал, проституток приголубливал, а в прочее время – ежели таковое оставалось – именно что охранял народ маленько.
Только узнал он, что некая вдова, Марина Калашникова, мзду ему не платит. Поехал он пресекать сие безобразие, да только не пресек, а заболел после странного рейда мужским бесплодием…
Чего только не делали коллеги-менты, дабы вернуть любимого начальника в прежнюю силу, да только сильна была ворожба вдовы Калашниковой – и на место сгинувшей греховной страсти пришла к Махмудову Любовь  столь сильная, что не перенес он ее. И сгинул, сгорел заживо…

Это, конечно, схема – в спектакле-то много чего было и смешного, и грустного… и скучного.
Но и саму историю Махмудова трактовать можно по-иному: может, глубже, а может, в иную сторону уводя.
И – выпала у меня из рассказа не то, что бесфамильная «дружина», но и бойкий Яшка Писецкий, и вороватый Священник, и Костя Некрасов, который безразмерную, космическую любовь свою со страха взял, да и предал…

А вот тут, кстати, надо рассказать о том, с чего начала – о той самой сцене, которая обещает сниться…Это – когда стремительно убираются потолок и стены «камер», и, с прохладным воздухом, после ярчайшей световой вспышки, ты оказываешься вдруг где-то – где нет верха и низа, нет никакой реальности – а только безразмерное какое-то пространство со звездами… и в нем, в этих внепространственности и вневременности, звучат два голоса – мужской и женский… О пустяках они говорят… о случайном и неважном… Но только если весь мир вокруг – не в трех измерениях, и даже не в четырех-пяти, а в фантастической бесконечности… вот тут каждое, даже банальное, слово изменяется и приобретает бездну смыслов…

Только вот… всяко в жизни бывает, и, переживши душою и сердцем огромное чувство, испугался Некрасов боли и гибели, предал Марину…
А пожаром любви (настоящей ли, выдумано…) сгорел Махмудов – вор и преступник, в детстве животных мучивший, а подросши – на людей перекинувшийся…
Или то был пожар не любви, а возмездия? Не случайно же предсмертно объяснился полубезумный Махмудов в любви - не живой Марине, а ее пластмассовому подобию, бездушному манекену…
***
Но – пока на несколько минут не вспыхнуло это потрясающее звездное небо, в зале мне было скучно, скучно, скучно…Несмотря на (теоретически) прекрасную игру МХТовских актеров – где-то там, за непрозрачной стеной…

И еще: изначальный материал показался мне не слишком убедительным. Как-то всё там… невнятно и второстепенно. Как будто не было стержня, на который можно было бы намотать слово и действие…
Ничего…
А – из ничего не выйдет ничего. Как ни играй. Как ни режиссируй…

Tags: МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments