bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов. Театр Эрмитаж. 06.02.14. Прогон

Пожалуй, это самый неэрмитажный спектакль Эрмитажа. Поставлен он Алексеем Левинским, который по режиссерскому подходу к материалу, да и по духу близок и Эрмитажу вообще, и «Школе клоунов» - в частности. А вот получилось в итоге – зрелище неожиданное.

Новая сцена вполне обживается театром, и мне, постоянному его зрителю, она уже родная… Минимализм декораций – к тому же частью они переходят здесь из постановки в постановку. Музыкальный фон в «Тартюфе» очень похож на музыку, звучащую в «Ивонне, принцессе Бургундской», которую Левинский же в Эрмитаже ставил несколько лет назад. Актеры эрмитажные – которых любишь и знаешь оч.хорошо…
Да и перевод текста Мольера (именно этот!) у меня - наизусть, так что в финале погнала действий ход, вслух проговорив фразу раньше, чем это сделал актер…

А вот поди ж ты: хоть здоровайся с племенем младым, незнакомым: всё в спектакле получилось ИНЫМ, чем это бывает в Эрмитаже (ведь даже если ставит не Михаил Захарович, общая аура театра все равно пропитывает играемое)…
Вчера же… Иной способ донесения текста до зрителя, иные принципы перемещения по сцене, иное встраивание актеров в образы…
И при этом – да! Это – Эрмитаж! Любимый театр! И такой славный, что хочется туда тащить друзей-знакомых и рекомендовать «Тартюф» к просмотру – в одном ряду с другими спектаклями театра.

Кстати, и вчерашний «Тартюф» показался мне самым «нетартюфистым» из виденных прежде.
Потому что при стопроцентном следовании тексту, что-то сместилось в смыслах.
Хотя бы сам Тартюф/Евгений Кулаков. Он – тихий и скромный, этакий – совершенно правильный, и даже в финале эта «мышь белая» вроде бы не оборачивается крупным хищником…
Всё – тихо-тихо, чуть замедленно, вполголоса и без эмоций. Даже раздевание Эльмиры, приготовление к грядущему соитию – с совершенно «нулевым» выражением лица, как при тщательном пережевывании невкусной диетической пищи.
Я, между прочим, больше всего не люблю именно таких «мышат»: очаровательно милые, восторженными глазами заглядывающие тебе в рот, поддакивающие каждой фразе… а потом – тонкое острие в спину (когда никто не видит), искреннее удивление: мол, я тут при чем – ты сам на ножичек неудачно упал… и финалом (всё с той же наивной мышиной мордочкой и тихим голосом) вроде бы не плохие слова о тебе… но почему-то все вокруг начинают отодвигаться, как от больного.
И – этакое встраивание в рамку: вроде бы совсем мало места занимает, а никому больше там не поместиться – только бочком, да вторым планом.
Гипноз плетения фраз и тихих движений… гипноз, под который несчастливо попали Оргон (Стас Сухарев) и госпоже Пернель (Аля Никулина)… думаю, он и прочих смог очаровать, да хватило ему наивного хозяина, чтобы добиться максимальных благ для себя…

Три переодевания во время действия: сначала герои в условно «мольеровских» костюмах, потом – 30-е годы прошлого века, и наконец – наше время. Действие может происходить в любой стране и в любое время. Всегда будут говорить друг другу влюбленные глупости Валер (Александр Андриевич) и Марианна (Алена Коломина). Всегда пылкий Дамис (Василий Жогов) будет пытаться решить неразрешимый вопрос кулаками. И бойкая Дорина (Александра Володина-Фроленкова) будет красноречиво молчать – думая «про себя». Всегда красавица Эльмира (Ольга Левитина) будет подвергаться домогательствам Тартюфа – хотя бы потому, что всегда будет существовать наивный Оргон и злокозненный Тартюф…

И только офицер (Сергей Щепачев), принесший весть-прощение от короля, явится в современную сцену в старинном театрально-киношном сюртуке: нет в наше время добрых королей, способных, как зерна от плевел, отделить добро от зла. Вернее, они бывают… но только, увы, в киносказках да на театральных подмостках (например, когда «Тартюф» играется).
***

Про «Школу клоунов».
Иногда она напрямую «срабатывает»: например, когда госпожа Пернель возмущается, мол, «шутиху» из нее делает.
Но все-таки здесь дело скорее в том, что спектакль получился этаким клоунским перевертышем (Белые и рыжие меняются местами. Точка.). Сдвинуты все привычные опознавательные знаки – и там, где обычно при просмотре «Тартюфа» бывает смешно – тут щемящее печально… и наоборот…
И – скажем, Эльмира и Оргон – они определенно более молоды, чем ожидается. И Тартюф (как уже говорилось) тих, скромен и… просто очарователен. Быть бы ему чуть менее милым (всё-таки пережимает он в мимимилости своей) – и, вслед за Оргоном, влюбился бы в него зал, и возмутился бы разоблачению и аресту…
Кстати, и Клеант (Петр Кудряшов), который во всех ранее виденных мной постановках был пустым болтуном, здесь – весьма неглупый человек, говорящий вовремя и – про нужное и интересное всем.

Еще. Мне очень понравилось, как играют артисты. Вот это тонкое балансирование между эрмитажным и неэрмитажным стилем игры – оно удалось всем идеально хорошо.
И, в общем-то, это очень здОрово, когда в ожидаемое (и уже даже авансом – очень любимое) театральное блюдо добавляется новая специя нестандартной режиссуры. И ты наслаждаешься вот этой изящной смесью.

Хороший спектакль. Рекомендую его однозначно… а уж театралам – всенепременно.


Tags: Евгений Кулаков, Эрмитаж, прогон, спектакль, театр
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment