bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Капнист туда и обратно. Театр Эрмитаж. 23.12.13

Декабрьский проливной дождь вчера словно бы оплакивал завершение дня, в который не произошло ничего плохого, но который, словно дальний звук в чеховском «Вишневом саде», привнес в жизнь пока неясную тревогу…
Конечно, проблемы надо решать исключительно по мере их поступления, а пока всё без изменений…
Но – вчерашний «Капнист» был объявлен театром, как «последний в сезоне». Да – всего лишь «в сезоне». Но – почему театр, трепетно относящийся к приметам, заявил «последний», а не «крайний» спектакль, как положено? Ибо «последний» - это когда звучит печальное ВСЁ! – и «несть спасающего»…

…Традиционно благодаря актеров за доставленное удовольствие, услышала: может, и правда – последний… Своя сцена в непредсказуемом ремонте… с ЦИМом дальше «не срастается»… конечно – если найдется другой подходящий зал, где будет уютно «пространству Давида Боровского», в коем играется «Капнист»… тогда… конечно…

Ах, как я расстроилась! И сейчас-то -  из-за того, что спектакль игрался редко, да из-за замен, да из-за… ну, в общем, сыгран он был вчера нервно и неровно. Но всё равно: какое же это счастье – иметь возможность подключиться к мощнейшей энергетике постановки …
Мы, те, кто ходит в театр регулярно, но относится к числу не театралов, а фанатов, раз за разом, по кругу отсматриваем одну и ту же постановку с энергетикой, необходимой нам для полправки собственной ауры… Мы очень тяжело – буквально, как родных людей – теряем любимые постановки.
А эрмитажный «Капнист» был (или все-таки – есть) для меня именно таким: приходишь в зал в полном раздрае нервов, мыслей и сил, и ставишь себя на подзарядку, как намертво «севший» аккумулятор… И – как бы спектакль не прошел, после его окончания – понимаешь, что  вновь и стоило жить, и работать стоило… И даже, оттолкнувшись от земли бренной ногою, можно воспарить…хотя бы метра на два, на три…

В общем, я хочу, чтобы «Капнист» игрался еще много лет… И я отчаянно не хочу, чтобы с этим замечательным спектаклем пришлось прощаться.
Впрочем… мало ли, чего я хочу/не хочу…
Обстоятельства, как говорится, располагают… но я буду сжимать кулачки на удачу, на долгую и счастливую жизнь спектакля.

Чтобы снова и снова было так: «Капнист пиесу накропал, громадного размеру. И вот он спит…». То ли исторический анекдот, то ли «правдашная» история, с течением времени оборотившаяся анекдотом…
Драматург Василь Васильич Капнист спит – а царь-батюшка Павел I тем временем устраивает лично для себя ночной прогон его новой пьесы «Ябеда». И так расстраивается творимыми на сцене безобразиями, что, прямо в антракте, «без худого узла никакого, попрощаться не давши семье», отправляет автора в Сибирь…
Но, пока сквозь зимние российские версты возок с арестантом несется в сторону Иркутска, «испарился царский гнев на действии последнем, где змей порока пойман был и не успел уползть», по какому поводу Капниста мигом вернули во дворец, да еще вроде бы и наградили (есть, правда, версия, что царь его не «золотом осыпал», а «взял, да всыпал» ему «по первое число»).

Вот всё это –  капнистова пьеса, отношения драматурга и с царем, и с народом, и с коллегами-драматургами – всё это и уложилось в два часа сценического времени, где действие, с живой музыкой, с песнями да танцами, идет кувырком да прыжками – так же, как носятся по сцене и по залу фельдъегеря, и даже сам царь-отец (я знаю: сидела вчера на крайнем месте, так что прыжки эти – практически через мои колени были).

Собственно… театр это, театр, в коем пух-перо мягких подушек мгновенно оборачивается снежными сугробами, а капнистов возок стремительно мчится мимо волчьих стай – не сходя с места… Здорово это всё придумано – с самого начала, с выхода резонёра Правдина, который вначале словесно поведает нам всю эту историю… а потом и покажет ее.

Обожаю спектакль весь до мелочей: и то, с как восхищается Богдан Прямиков голубым цветочком в вышивке Софьюшке, и «выходы чиновников», и сцену взяток с раздетым практически догола просителем, и танцевальные взбрыкивания ябедника Неправдина… И - «при чем тут Эрмитаж? – Старинное вино, вкуснее нет вина!». И – «но гордый росс преграды пересилит и будет там всегда, куды скакал». И – «всё пременно в этом мире, непременна лишь любовь». И – «Ваське Капнисту сто чертей в глотку и ведьму в зубы, хотя я это уже говорил».И – «Когда о совести  и чести речь идет, причастен каждый, кто бы ни был тот».
И, конечно, сногсшибательное (помню, как меня и правда «сшибло» при первом прогоне спектакля) – «Господа! Вот вы – хотите? Все? Задаром? Сразу? – ДА!!!!!!!!!»
Ну и – немыслимо смешной… при том, что стопроцентно верный диалог между царем и драматургом:
КАПНИСТ
В Российском государстве правду-мать
Всегда должнО быть можно разыскать!
ПАВЕЛ I
Да не "должно быть", а уже возможно!
КАПНИСТ
Должно быть так. По крайней мере - дОлжно.


Спектакль прекрасен ВЕСЬ, но – я уже писала про это – именно на отчаянном крике Капниста: «Мне холодно!» - переходящем в «Степь да степь кругом» лично для меня все окружающее пространство сжимается до пространства Давида Боровского… и нет ничего, только брошенное в снег «кольцо обручальное», да звон кандальных цепей… а потом нежный вальсок «дай мне руку на привет и на прощанье, как поруку, как завет и обещанье»…

И еще замечательно придумано со степными волками… или это – народ русский? Может же – сухарик на дорожку горемыке отдать… А может – почти загрызть, да так, что наисмелейшие фельдъегеря чудом отобьются от стаи человолков, коим только бы в глотку вцепиться, не зубами, так словами: «За такие сочиненья надо просто расстрелять»… и тут же, практически в пределах одной сцены, при резком изменении направления руководящей руки та же «милейшая» стая уже встречает «правдолюба справедливого, перводруга Государева»…

Мне как-то сказали, что в «Капнисте» слишком много политики.
Нуууу…. Может быть. Вот захотел Царь «за одно лишь правдивое слово босиком, за Урал, по зиме» - и гремят твои кандалы… Захотел – и «послал гонца вернуть творца».
Все мы под Богом да под Царем ходим… не от законов, даже если они «святы», от блажи «исполнителей» зависим…
Вот захотел «перемениться» к тебе правитель – и ты уже пресс-конференцию в Берлине собираешь, а ежели бы «так оставил», то сибирское поселение или тюремная камера в дом родной оборотились…

Но всё-таки – нет, не про политику этот спектакль.
Ибо – какая политика, какие современные проблемы, если говорят обо всем этом языком мюзикла – жанра легкого, с ситуациями забавными и решением проблем под музыку?

Это спектакль про Волшебную Силу Искусства, про – пусть почти сказочную, но всенепременную – победу совести и чести над пороком, про трепетную любовь, когда нет ничего, кроме сердца.
Это хороший спектакль.
Пусть он еще живет, а?


Фото: Ирина Параскевова
Tags: "Капнист", Дарья Белоусова, Катя Тенета, Михаил Левитин, Эрмитаж, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment