bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Король Лир. Сатирикон. 20.12.13

Ратующим за «классику, как в оригинале» я, за невозможностью хоть одним глазком заглянуть в «лировские» времена, рекомендую посмотреть фильм Козинцева (его, кстати, пару дней назад показывали по «Культуре»). Он как бы к оригиналу ближе… тем более, что черно-белый, каковой и должна была быть та старинная жизнь.

Впрочем, Козинцев (вослед за Шекспиром) историю тоже приукрасил: в IX веке, когда происходило само действие, Ренессанса еще несколько столетий надо было ждать… То время – это немыслимая грязь, грубые ткани – и нравы тоже грубые. Тогда отец мог запросто проклясть дочь, пожелав, чтоб никогда она своим ребенком не гордилась… или пожелать, чтоб молнии ей выжгли бесстыжие глаза.
Почитание отца – да еще Божьей милостью Короля… хоть и в добровольной отставке, отношения к родительским проклятьям, человеческая жизнь, которая не стоила ни гроша и смерть, к которой относились с совершенным равнодушием, подлость и предательство, к которым относились без осуждения, но с пониманием: если сегодня ты не предашь – завтра тебя ударят в спину…
Всё было совсем иным – оттого тем, кто начинает искать в постановках «Лира» логику сегодняшнего дня, приходится трудно… А логика позапрошлого тысячелетия – она в наше время так же дика, как тогдашняя традиция мыть тело исключительно по большим праздникам… а то и никогда.
***
…«Короля Лира» в Сатириконе я не видела довольно давно – при том, что это самый изменяемый спектакль Юрия Бутусова.
Сейчас изменений не так много – Творец у себя в Питере, готовит премьеру. Но два новшества все-таки имеются.

Например, Лир возвращается «с охоты» не в тишине, посвистывая плеткой, а под ту же музыку, что звучит в финале спектакля.. Вряд ли сие для красоты… скорее намек: ПОКА все хорошо… но вот сейчас будет сделан первый шаг к полной гибели всерьез…

Еще – в момент битвы Эдмонда и Эдгара, на ярко-красной «арене», под звучащий «Цирковой марш» Дунаевского, появляется крутящая «колесо» гимнастка… она же – Шут, которого, как мы знаем, убил безумный Король…
Гимнастка?  Шут? А может быть – вестник оттуда, «откуда ни один не возвращался»? В сцене, кстати, сейчас появилась логика и она стала очень красивой.

Всё остальное, вроде бы, по-прежнему – и спасибо спектаклю за стабильно высокий градус энергетики, которой насыщаешься, и которой хватает надолго.
Энергетика эта положительная, несмотря на страшный (и сногсшибательно прекрасный) финал спектакля

Высказываю свое личное мнение: второе действие вчера вообще было сыграно даже не на пределе… на какой-то немыслимой запредельности благодаря ВСЕМ без исключения актерам… А от меня лично – огромная благодарность Денису Суханову за его потрясающего – страдающего от страшной боли и от не менее страшной вины – Глостера…

Я не хочу сегодня философствовать на тему отчего всё в спектакле (и в жизни) так, а не иначе… Просто – очень рада, что уже немало лет в Сатириконе существует этот спектакль. И я имею возможность его смотреть – да еще в компании людей, с которыми мне в театральном зале уютно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment