bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Мера за меру. Театр им.Е.Б.Вахтангова. 07.12.13

Вчера вечером хлопьями падал снег. Арбат, помимо своего обычного «офонарения», украсили светящимися гирляндами, лампочки на которых похожи на капельки застывшей воды… Красиво!
В любимом «Синнабоне», куда заскочила после спектакля съесть вкуснющую булочку с корицей, за соседними столиками сидели компании актеров из разных театров… Приятно!

Ну, а раньше был забитый «до люстры» зал Вахтанговского театра – радовало то, что на спектакль Юрия Бутусова все билеты в кассе проданы…  Впрочем, для меня нашелся и один фантастически дешевенький билетик, а к нему в комплект - хорошее место в партере.

Играют «Мера за меру» весьма не часто, и каждый раз есть опасение: это – в последний раз. В последний, несмотря на то, что публика с этой весьма непростой постановки практически не уходила (и, насколько у поняла, в зале практически не было халявных пионеров и пенсионеров). Да и актеры, если судить по счастливым выражениям их лиц, спектаклем довольны.
Впрочем… не нам обсуждать политику театра.

Спектакль я смотрю со дня премьеры в третий раз, т.е., по факту, не часто… Вижу, как он изменился: эта бутусовская постановка и самого-то начала была не самой нелинейно-нервной, а сейчас она вообще большей частью уложена актерами в этакую цепочку, каждое звено и общая сцепка которых вполне поддается более-менее стандартному логическому описанию.

Это (для тех, кто не читал и не смотрел) история про то, как герцог венский Винченцо, устав от властительных забот, скрылся, оставив город на попечение наместника  Анджело – человека безупречной моральной чистоты и строгости. Анджело вдохновенно взялся за дело: он очищал город от грязи физической (буквально выжигал ее) и – моральной. Так, он стал бороться с грехом прелюбодеяния, приказав не просто разлучить двух влюбленных, Джульетту и Клавдио, но и казнить его, дабы прочим неповадна была любовь без официального освящения брака…
Решение это - более чем строгое, несправедливое (тем более, что Джульетта носит под сердцем ребенка), но Анджело был тверд в своем требовании совершенной моральной белизны до тех пор, пока – не влюбился сам, пока - не возжелал страстно сестры Клавдио, молодой послушницы Изабеллы…

Особенность этой постановки в том, что и Герцога, и Анджело играет один и тот же артист – Сергей Епишев. То, что играет превосходно (да и вообще нравится мне) – это как бы боковая ветка моего повествования.

Главное: ПОЧЕМУ в этих двух ролях один артист? Может быть, потому, что Винченцо и Анджело – это не два разных человека, он один – но в двух ипостасях… это – как бы белый костюм с неожиданно серой подкладкой, которая безупречно держала форму – да вдруг «поползла» по всем швам.
Что лучше – доброта в бездеятельности (всё хорошо, всё по-доброму… но город стремительно, на наших глазах захламляется и «безобразия разные» творятся уже среди бела дня) или злая деятельность (город так же стремительно, и тоже на наших глазах, очищается от грязи… и тут же начинается борьба с инакомыслием и инакоделанием).
Можно было бы проголосовать за деятельность + борьбу, если бы опять же на наших глазах «безупречной чистоты» герой не склонял к прелюбодеянию (и кого? без пяти минут монахиню!), если бы мы не узнавали, что этот чистюля и праведник когда-то отвратительно отказался от своей невесты, наконец – что клятвенно пообещав помиловать Клавдио в обмен на девичью невинность, он клятву свою не исполняет…

Мерзко и отвратительно.
Но – когда возвращается Герцог, и справедливость торжествует…
… отнюдь она не торжествует. И бьется в финальной истерике Изабелла от того, что свершило колесо свой полный круг, и ничего изменилось (и даже пощечина, данная ей Анджело, в точности будет повторена).
Всё сначала, ну и ну… всё сначала…
И город опять, прямо на наших глазах, вновь стремительно захламляется…


Хороший спектакль. Очень хороший. Жаль, если его снимут (пусть бы еще поиграли).
Настоящую режиссуру ничем не испортишь; как не выгибай спектакль с целью его «облегчения» - он всё равно останется хорошим.
Актеры – редкостные. Хотела фамилии лучших назвать – но получается, что практически всю программку нужно перечислить. Да – Епишев! Но и – Крегжде. И – Бердинских. И – Иванов. И – Добронравов. И – Косырев. И… - далее по списку.
Подбор музыки потрясающий. Если не ошибаюсь, это первая работа Бутусова с Фаустом Латенасом.
И непременно отметить нужно то, что обычно не отмечают: работа со светом. Потому что Майя Шавдатуашвили творит настоящие чудеса…

Tags: Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments