bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Взгляд со стороны: МХТ, «Карамазовы»

Сегодня моя хорошая театральная подруга пошла в МХТ.
После первого действия получила от нее восторженную СМСку.
Второе действие… СМСка про то, что ей неприятно то, что она только что видела, но – «должно осесть в голове, буду думать».
Теперь я жду окончания спектакля.
***

Я видела спектакль однократно, прогоном, а спектакли такой сложности – они не для одноразового просмотра. Я только картинку ухватила глазами, а на некоторых сценах так вглубь затягивало, что даже стопроцентно не помню, что там было и как… одно знаю: это было здОрово.

Радуют критики. Вернее, многие смотрели спектакль еще хуже меня, а посему подцепили с волны памяти лишь ведерко поверхностной ряски (как всегда), и выплеснули это на страницы печатных изданий.
В принципе, я понимаю: газетные рецензии и не предполагают глубоких разборов, а журнальные подробные публикации – эх, пока их дождешься!

Однако несколько театрально-критических профессионалов сделали невероятное: они не только похвалили весьма неоднозначную постановку, но, пусть пунктирно, объяснили, почему она хороша.

Публика реагирует по-разному, и это естественно: попал в энергетику спектакля, подпитался ею – приходишь в восторг. Не попал, а зачастую с самого начала, еще до просмотра, отверг «нелинейность» постановки (да-да, спектакли Богомолова тоже весьма «нелинейные»)… вот и ругают, раз за разом находя в «Карамазовых» куски не по размеру и «спущенные петли» - но в каком, самом безупречном спектакле их нет?

Однако то, что зрители-ругатели раз за разом к «Карамазовым» возвращаются, означает, что спектакль их захватил, выбил из колеи, заставил думать-думать-думать…
(Это напоминает мне ситуацию с одним товариСЧем, которого так поразила, но которому при этом так не понравилась «Чайка» Бутусова с Сатириконе, что он на протяжении нескольких месяцев (!) на всех доступных Интернет-ресурсах писал о спектакле – писал исключительно плохо и каждый раз радовался, когда ему удавалось найти новый аргумент «против». Но писал – не останавливаясь!)

Аргумент: «Я читал(а) «Братьев Карамазовых» – и поэтому мне не понравилось, а другие не читали, и потому в восторге» -  не принимается, ибо я читала не только Достоевского, но и Бахтина, на которого ссылается в рецензии Николай Берман (и даже доклад в университете делала – сохранились выписки и тезисы). Так вот,  ссылки на работы Михаила Бахтина очень чётко объясняют то, что на первый взгляд кажется в постановке Константина Богомолова необъяснимым… Только кто ж его читал, Бахтина то… а если и читал – кто помнит…а если и помнит – разве ж соединяет…

Вот - как-то так, в ожидании очередной СМСки от «карамазящейся» в МХТ подруги.
Кстати, сообщения не дождалась, позвонила – застав ее еще в театральном гардеробе (спектакль не только насыщенный действием, но и длинный). Судя по голосу – счастливо возбуждена…
Хорошо бы удалось с ней завтра поболтать.
Просто уточнить для себя некоторые вещи, которые могла пропустить при просмотре или уже подзабыла.
А то паззл впечатлений о «Карамазовых» у меня пока как-то не целиком пока складывается…
Хотя спектакль, без сомнения, получился потрясающий.

Tags: "Карамазовы", "Чайка", Константин Богомолов, МХТ, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments