bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Он в Аргентине. МХТ. 09.10.13

Во-первых. Очень радостно, что как бы продолжается празднование моего дня рождения и получение по этому поводу подарков. К этому пункту: как славно, что есть друзья, которые не отдариваются формально, а делают такие подарки, которые лично тебе нужны и приятны (1 ряд по центру в Малом зале МХТ – это, знаете ли, дорогого стоит… и не только по деньгам, но и по уважительному отношению).

Во-вторых.На спектакль собиралась давно, и год назад даже купила на него билет…Пришлось сдать в кассу: спектакль отменили после гибели Марины Голуб, игравшей тогда Нину. Вчера спектакль сыграли в память Голуб. Уже год, как ее нет…

В-третьих. Вчера купила программку – чисто для коллекции, ибо про спектакль и без нее знала многое. Знала, да забыла – и программку перед началом не открыла. Посему упустила, что пьеса эта написана Людмилой Петрушевской – отдельный стиль, индивидуальное отношение к героям и ситуациям… Ну, а я не встроила «Он а Аргентине» в один ряд с… ну, скажем, «Квартирой Коломбины» или «Опять двадцать пять» и иногда во время спектакля сильно удивлялась перескокам  в сюжете и тому, как плавно текущее действие вдруг начинало двигаться какими-то нелогичными прыжками.

В-четвертых. Не знаю, все ли так… но я, когда иду на спектакли любимых режиссеров или  дорогих сердцу актеров, всегда даю много очков форы. И запираю в дальнем чулане души свои нетерпимость и критичность. Тут, правда, в свое оправдание скажу: пусть совсем минимальный, но вкус у меня имеется. Как и опыт смотрения. Посему – к плохим актерам в слабых постановках душой не приклеивалась никогда. Ну, а если человек (или спектакль) достойный… почему бы его не похвалить чуть поинтенсивнее?

Роза Хайруллина в роли Дианы…
Именно она в большей степени, чем всё другое, магнитом потянула меня к этому спектаклю.
Удивительная актриса, мощная энергетика которой, парадоксальным образом, увеличивается не тогда, когда она играет, соответствуя духу пьесы и постановки – а когда просто тихо-тихо, безэмоционально  сидит (перед этим, правда, блеснув в сторону глазами и чуть улыбнувшись уголком рта). Или когда поёт. Или – стихи читает; вот тут я, вслед за Ниной (Юлия Чебакова) готова повторить: что угодно готова для нее за это чтение сделать.

Сюжет. Вкратце – и то, что на поверхности.
База отдыха «Актер». Осень. Отдыхающие разъехались – все, кроме странно думающей и говорящей народной (?) актрисы, задержавшейся на острове.
Сюда, на этот остров, к ней (а заодно – и ради «картошку подкопать») приезжает на лодке сестра-хозяйка, Нина.
Они ведут долгую странную беседу о настоящем и прошлом, то сливаясь в абсолютном понимании друг друга, то внезапно начиная одновременно говорить о разном и на разных языках.
…А мимо проплывают пароходы…

Странная эта, но, в общем-то, вполне бытовая история вдруг вывернулась наизнанку (или – налицо?) в финале… Нет-нет, еще до эффектного финального танца – а когда Диана, взяв топор, взметнулась на высокий причал-помост, дабы совершить самоубийство…но в этот момент откуда-то сверху упал алый занавес с бахромой, скрыв эту сцену…

Стоп. Сцену. Театральную сцену.
Так что это было – не театральное ли представление с полупиридуманными-полуреальными персонажами? Представление, в которое просочилась реальность, но которое по-прежнему отделено линией рампы (берегом острова) от настоящей жизни, проплывающей неподалеку, как эти шумные пароходы по волнам?

Старая одинокая актриса Диана (несомненно, гениальная – раз играет ее Хайруллина) в странном своем полувиртуальном существовании. И – давняя поклонница Нина, которой, пусть неохотно, но позволяют быть неподалеку (но отнюдь не рядом!). При этом Диана полностью отторгает ее грубый, но реальный быт, свивая  при этом призрачные картинки из эффектных нитей фантастической реальности и пропахшей потом, грубостью, нелепостями изнанки театральной жизни… которую нам, зрителям, обычно не показывают.

Кто знает: может, у Нины и правда дочь от мужа Дианы… а может, когда-то изнасилованная девочка придумала для своего ребенка красивого и знаменитого папу.
Кто знает, может, и правда сына Дианы ждут-поджидают злые убийцы… а может, это фрагмент из пьесы, который разыгрывает актриса.
Кто знает, может, и правда Диана питается почти что святым духом и водкой, отвергая банальный винегрет… а может, не хочет показывать даже старой и верной поклоннице свою человеческую слабость – пусть Они будут для нас недосягаемыми Богами.

А может, и Нина – не просто человек с другой стороны рампы, а – сама актриса (или даже – директор театра), не наделенная мощью энергетики своей товарки, ушедшая в копание сериальной картошки. Актриса, бесящаяся от того, что понимает недостижимость гениальной странности…но, по доброте душевной (тщательно ее скрывая) желающая поделиться тарелкой своего простецкого винегрета…

Этот остров, эта практически пустая база отдыха – театральные подмостки, на которых две актрисы разыгрывают представление. Друг для друга. И для нас, людей, сидящих в зале, словно на палубе проплывающего парохода.

Да, это – театр.
А чтобы мы не сомневались – вот он, финальный танец, в котором актрисы поменяли свои роли, характеры… и даже пол.
Все в порядке, и даже топор в руке Дианы – это лишь театральный реквизит. Даже если прольется кровь, то это будет кровь не настоящая, бутафорская, а настоящими будут лишь финальные аплодисменты и букеты.
И еще – не актерская, а человеческая усталость и грусть, которую мы, зрители, никогда не увидим.

Tags: МХТ, Роза Хайруллина, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments