bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Пространство прозы. МХТовский вечер. Основная сцена

Мероприятие вчера проходило сразу на трех МХТовских сценах. Не знаю, что там было на Новой, а с Малой нас связывала картинка на огромном видеоэкране (и в какой-то момент мы с подругой хихикнули: мол, смотри, про ёжиковый стриптиз там читают).

Анатолий Смелянский, объявляющий начало, сказал, мол, у нас была «Ночь поэзии», но «Ночь прозы» - это не аналогия, это совсем другое получается… Вот и назвали вечер – «Пространством», в которое включены были разные сцены МХТ – актеры на подмостках и мы в залах… ну, и немного – те, кто этот мой текст читать будет.
Текстово это пространство включило в себя прозаическую литературу самого конца ХХ и начала XXI века, в основном это авторы, которые, если и не читаются, то откровенно «на слуху»: Петрушевская, Маканин, Пелевин, Сорокин, Улицкая, Вырыпаев…
«Кысь» Татьяны Толстой я совсем недавно перечитывала, потому «логическое» перечисление книг на полке (“Маринина, "Маринады и соления", "Художники-маринисты", "Маринетти — идеолог фашизма", "Инструментальный падеж в марийском языке"…) для меня было повтором, радостным эхом, а вот тексты Натальи Ключарёвой (как и сама эта фамилия) прозвучали впервые.

Общее настроение после МХТовского вечера – абсолютно позитивное, несмотря на наличие в нем произведений печальных и даже страшных.

Качество прочитанных рассказов и фрагментов более крупных произведений… ну, оно от оч.многого зависит.
Например, от качества самих произведений… и вот так, в «чтении» ушами, а не глазами, еще яснее становится, что вот это – литература, а это – модная самодовольная профанация.

И от актеров зависело… Вот, скажем, большинство исполнителей прочло «Дикие животные сказки» Петрушевской по бумажке – да и то сбиваясь… А какие-то выступления, например «Сентенции Пантелея Карманова» от Ивана Вырыпаева, выглядели, как хорошо, тщательно и талантливо отрепетированный номер (а какой дивный ребенок читал! дети МХТовских постановок – это вообще особенное: они по-детски искренни и одновременно по-взрослому глубоки).

Ну, конечно, наше, зрительское восприятие зависело и от погружения актеров в темы – кто-то всерьез подготовился, а кто-то воспринял  идею воскресного выхода на сцену театра, как ношу, что взвалили тебе на спину… вот и тащишь без особой охоты.

Талант актеров – это ведь тоже важно (кто ж спорит!). Как ни крути, но ведь они делятся на ведущих исполнителей, звёзд и тех, кто  выше участия в необязательном эпизоде никогда не поднимется…
В чтении прозы – как в спектаклях: одному достаточно почти неинтонированного произнесения фраз – и зал, восторженно ахнув, разражается аплодисментами… а другой – хоть из собственной шкурки прилюдно вывернется – лишь пары вежливых хлопков удостоится.
А есть ведь и такие актеры, которые лишь на сцене появляются – и публику сметает ураганом их энергетики; вот и хватаешься за корешки произносимых слов, чтобы как-то… ну, совсем не унесло.

С молодежью, кстати, это оч.заметно… Тем более, что тут не только талант и наличие молодой энергетики – но и внутренняя наполненность: кому-то повезло сызмальства в себе что-то нести, но другие лишь прикрывают пустоту  хорошей профессиональной выучкой, лишь прикидываясь артистами…

Сразу скажу, что откровенно не понравилось.  Это – Интернет-проза. Понимаю, что талантливые актеры МХТ и телефонную книгу прочтут под аплодисменты… Но все эти тиражируемые по соцсетям рассказушки (типа – про старушку, потерявшую сотню из пенсии и весь дом, по очереди ей «найденные» деньги возвращающий… ну, и прочее) – это настолько примитивный уровень (хуже тупых сериалов с аншлагами), что лучше бы уж и правда телефонную книгу в руки взяли…

Понравилось – чудесный рассказ Улицкой «Гуля», удивительно точно прочитаный-сыграный  Юлией Чебаковой.
И – замечательный мужской ансамбль (во главе с Павлом Ващилиным), переливами голосов, интонаций, очень четкими перемещениями по сцене исполняющий «Ожидание Ольги» Дениса Осокина.
Фрагменты «Теллурии» Владимира Сорокина (Дарья Мороз и Константин Богомолов) – тоже хороши.
Про Вырыпаева – уже написала, славно номер сделан.
И из «Голосов» Маканина – особенно то, что читала Ксения Лаврова-Глинка – замечательно.

И как бы прошу извинения у любимого Анатолия Белого: его «Колдун Игнат и люди» от Пелевина лично для меня как бы «просел» и не был услышан, ибо следовало чтение за пелевинской же «Священной книгой оборотня» с призывом человолками духа пёстрой коровы… ах, как же чудесно прочел этот фрагмент Игорь Миркурбанов – прямо не чтение, а «переворот в мозгах из края в край» какой-то.
Tags: Игорь Миркурбанов, МХТ, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments