bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

«Москва-Петушки». Студия Театрального Искусства. 06.09.13

ПРЕДИСЛОВИЕ

…а не слишком ли я роскошно живу?
Начало театрального сезона – и за три вечера (почти подряд) - сразу три роскошных спектакля  с актерами такого фантастически высокого уровня… ну, такого просто не может быть.

МХТ. «Идеальный муж. Комедия». В роли Лорда – Игорь Миркурбанов
Эрмитаж. «Моя Тень». В роли Ученого-Тени – Евгений Редько
СТИ. «Москва-Петушки». В роли Венички – Алексей Вертков

И если две первые фамилия крутятся-вертятся в моем ЖЖ очень часто, то третья – это открытие вчерашнего дня… И – черт побери, где меня носило все это время, почему я столько времени пропустила, и не сделала этого открытия раньше?


ИТАК:

«Москва-Петушки». Студия Театрального Искусства. 06.09.13

Книга, которую Венедикт Ерофеев завещал продавать за 3 рубля 62 копейки, сейчас стоит сейчас намного дороже. Это правильно. Но многие ли из тех, кто – «придут другие, еще лиричнее, но это будут не мы – другие» вспомнят, откуда взялась каноническая стоимость?
Аааа… ээээ… так-то дружок, в этом-то всё и дело…
Водочка когда-то столько стоила – 3.50 собственно водка, а 12 копеек за тару отдавали.

Книга, которая когда-то была – наизусть, теперь известна отнюдь не всем зрителям СТИ-зала (по реакции на определенные слова и выражения понятно).
Да и актерам (смотрела кусочки предпремьерного видео) пришлось объяснять, что такое «политура» и зачем и как ее надо употреблять внутрь.

Эх, молодёжь-молодёжь… вы теперь знаете, от чего умер Пушкин, но сколько же вами утеряно других важных знаний! У нас же ТОГДА и правда каждый младенец знал, как очищается политура. И даже я, девочка из семьи, где на книги тратили гораздо больше денег, чем на водку, знала…
…значит так, записывайте: берется 10 частей политуры и соль…
А впрочем, что это я?
Коктейль «Слеза комсомолки» - это уже такой раритет… при немыслимом обилии спиртосодержащих напитков… Хотя…. После 11 вечера, когда уже не продают… Может и сгодиться.

Но – от этом потом.

Я о спектакле. И о Верткове.
Вот совершенно удивительный актер: просто стоит – спокойненько так… лицом не хлопочет,  руками не машет, голосом не интонирует. Не то, чтобы шибко красавец…
Но это же просто умереть можно, захлебнувшись в потоке энергетики, которая от него прёт.
Что называется, «штучный» актер, и эта самая энергетика определенно наполняет его напрямую ОТТУДА… ну, сверху.

И текст ерофеевский… я шла до метро из театра, и всё формулировки, как камешки в стакане виски, перекатывала:
Может, это элементарный алкогольный бред – да только бредит-то человек гениальный, и слова его надо записывать-запоминать, ибо и в этом бреду каждое сказанное слово – золото, да еще бриллиантовой крошкой присыпанное…
Или – это калейдоскоп, где из осколков разноцветного бутылочного стекла вдруг складываются такой немыслимой красоты картинки…
Или это такое фантастическое состояние души, когда и теплая паленая водка, пьющаяся в подъезде из пластмассовой мыльницы, кажется (или оказывается) божественным напитком.

Алексей Вертков и Венедикт Ерофеев…Потрясающий коктейль – а если его помешать веточкой хотя бы жимолости (молчу уж о повилике) нашего зрительского участия…

Разговаривая с новой знакомой скороговоркой о театре, о жизни  и, конечно, о том спектакле, который вместе смотрели – услышала от нее версию об апостолах и Магдалине…
Это, скорее всего, верно – только для меня сия трактовка книги и спектакля, пожалуй, слишком сложна…
У меня (по крайней мере – сейчас, ибо хочется повторить спектакль, и не один раз… возможно, осуществлю…) пока желание оставить просто безбрежный океан вертковской энергетики, оборотить постановку… нет, не в моноспектакль – но в спектакль, где основной актер – это чистой воды бриллиант, а остальные участники спектакля – завитки изящной его оправы.
Так оно и было в первом действии, когда Вертков солировал.
И в финале – когда вдруг стало страшно до боли в сердце – и даже слез не было, чтобы эту боль смягчить.

Да, еще – люстра. Оформлял спектакль Александр Боровский, а вот эту потрясающе красивую «хрустальную» люстру, составленную из разнокалиберных бутылок и банок из-под кильки, придумал его отец, Давид Львович – гениальный сценограф.
Люстр две: одна над публикой, посреди зала, А и правда: «Если она сейчас сорвется и упадет кому-нибудь на голову – будет страшно больно. Тяжелая это мысль: ты сидишь,  а на тебя сверху – люстра. Очень тяжелая мысль».
Вторая, сверкающая огнями и ангельским звоном звенящая – на сцене, и к ней с торжественностью возносятся граненые стаканы, наполненные живой сорокоградусной влагой…

А о чем спектакль… Ну, это вы уж сами на него сходите, или хоть книжку почитайте.
По мне – так он про то, как человек с душой и сердцем продирается сквозь гнилой болотный туман тупой жизни – к счастью. Для кого-то кочки, по которым можно прыгать, и не тонуть – это Любовь. Для кого-то – Театры.
Ну, вот бывает (хоть и страшно это) и водочка на поверхности удерживает…
***

Ну, и про сам театр. Про Студию Современного Искусства, СТИ.
Когда-то у «женовачей» их первые спектакли я, восторгаясь, в ГИТИСе смотрела. Потом кое-что собирала по их случайным игровым помещениям…
Теперь – свой театр. На Таганке, недалеко от Храма Мартина Исповедника.
Зал небольшой.
И программки, кстати, совершенно бесплатные.
В фойе вкусно пахнет кофе.
А в зале дивный народ – среди зрителей в основном; среди обслуживающей театр молодёжи – все без исключения.
Театр очень интеллигентный, и много интеллигентной же публики. По крайней мере, выходя из театра в дождь, я кое с кем даже раскланялась на прощание, но с надеждой на новые встречи.

Надо еще всенеприеменно в СТИ идти. Тем более, билеты сравнительно недороги… Ну, для меня - дороговаты… но можно постараться и что-то придумать.
Говорят, студентов и пенсионеров они пускают… Ох… уж очень я не люблю даже со стороны смотреть на эти пенсионерские культпоходы…
Но, наверное, придется пенсионеркой прикинуться.
Ради спектаклей с Алексеем Вертковым.
Да и без него – тоже.
Потому что театр хороший ВООБЩЕ.
А если есть вот такой хороший театр – это же грешно мимо него ходить.


Фото с сайта СТИ
Tags: Алексей Вертков, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments