bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

"Моя тень". Театр Эрмитаж на сцене Мастерской Фоменко. 05.09.13

"Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...

...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...(с)

Я не принадлежу к числу романтических дамочек, уверенных, что «всё закончится хорошо» - как говорится, если всё хорошо, то это еще не конец…
Посему – не обязательно хороший человек победит человека черного… свою собственную тень. Ибо есть такие тени, которые будут жить и процветать и после отрубания у хорошего человека головы…
Одновременно – и тень не удастся навсегда изгнать из жизни. Ибо (классику мы читывали-знаем)- что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Единство и борьба противоположностей, добро и зло…
Свет и тень. Они неразлучны, и любой из нас, повернув глаза зрачками в душу, обнаружит там чёрные угри… Кто-то декоративно замажет их белилами и сделает вид, что «так и былО»… кто-то с ужасом начнет избавляться от черноты, вырезая ее с кусками СЕБЯ… Да только вырежешь ли?
Тень снова и снова будет вставать на твоем пути в виде огня, и вод, а главное – медных труб славы… которые пройти без потерь очень сложно…

Евгений Редько играет в спектакле две роли ОДНОВРЕМЕННО. Вернее, это одно, неделимое, и в программке сие обозначено, как Ученый-Тень, Тень-Ученый.
Единое, в котором верх берет то одно естество, то другое.
И можно, конечно, приказать  тени – знать свое место… да только это не надолго.

Стопроцентно «теневые» персонажи и в спектакле, и в пьесе Шварца есть – например, министры или оценщики-людоеды…
И всё же больше там людей «раздвоенных», балансирующих ни тонком лезвии жизни и готовых упасть с него в любую сторону – добра ли, зла ли… Принцесса, Доктор, Юлия Джули… любой из них готов спасти и предать – заметьте, практически одновременно.
Всё как обычно: истинных героев много только в добрых старых сказках, в реальности же одному хочется спокойствия, другому – денег, третьему – славы. Можно ведь и правда пожать плечами, махнуть рукой… но при этом числиться в рядах добрых и порядочных людей.

Сам Ученый тоже далеко не белопушист: да, он пытается исправить ошибку, уничтожить тень… Но только ошибку-то он сам и совершил, тень на волю выпустил, от Принцессы отказался…

Да, есть в этой истории и чисто «белые» герои: Призрак Короля, например… впрочем, он же – Призрак, да и при жизни был немного юродивым…
Или Аннунциата… Да, но в этой девочке душа еще – как тугой бутон, и неизвестно, в какой цветок она распустится (при воспитании папой-людоедом все может получиться). Но – на сказочное счастье! – первым в этом бутоне открылся волшебный лепесток Любви…

Что до самого спектакля, мои мысли вчера в антракте вслух озвучила давняя эрмитажная знакомая Янка: «Очень хочется, чтобы прямо вот сейчас – и все самого начала… к сожалению, машины времени нет… так что приду еще раз».
И я приду.
Потому что – люблю этот эрмитажный неровный стиль театрального письма, в который совершенно идеально вписалась строка актера с другим «почерком».
Люблю Евгения Редько – просто как актера, и в данном случае – как актера, единого с труппой Эрмитажа.
Музыка эта замечательная – как она потом звенит-переливается внутри, и сны под эту внутреннюю музыку снятся светлые и добрые… просто замечательные сны!

А еще я доставила себе удовольствие первого партерного ряда. И, кстати, впервые увидела не только даму-гренадера, штопающую штанишки Мальчика-с-пальчик, но и его самого – в крохотных белых ботиночках отплясывающего возле огромной ножищи своей благоверной.
А Спящая Красавица! Ах… как же она прекрасна в своих изящных проходах - понимаю засмотревшихся на нее придворных, понимаю и палача, на мгновение забывшего о своих обязанностях…
А Министры, и Министр Финансов в особенности – молодой, красивый, неглупый, сексуальный… и если чем-то и болен, то только «сытостью  в острой форме», так, что и шевельнуться иной раз лень…

Ну, и, конечно, фантастическое, филигранно точное пребывание на сцене Евгения Редько в двух ролях… или – в одной роли Ученого-Тени (или – Тени-Ученого).
Вы обращали внимание, как мантия на плечах одного в мгновение ока оборачивается путами на теле другого?..
А взаимное пожимание рук – когда руку протягивает Ученый – и в то же мгновение пожимает ее – Тень?

Ах, какая же грустная это сказка, какой грустный спектакль!..
И только поклоны – с диагональными пробежками персонажей и показывающим язык Королем… вот только они и сметают чуть-чуть пепел финальной грусти…

Да еще, знаете ли, гитаристы в белых шляпах… Ой, как же этот их выход хорошо придуман! Хочу его увидеть в РОДНОМ зале Эрмитажа… Просто вижу каждого из них в определенной точке… Дал бы Бог, чтобы – поскорее…

Tags: Евгений Редько, Михаил Левитин, Эрмитаж, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments