bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Пушкин. Дуэль. Смерть. Спектакль Кама Гинкаса. МТЮЗ. Телеверсия 2005 года

Спектакль идет и по сей день – в частности, им 5 октября МТЮЗ откроет очередной театральный сезон. Достаточно ли он хорошо сейчас играется… всё-таки возраст… - не знаю, а потому порекомендовать его могу, только исходя из видеоверсии.
Но она, эта самая видеоверсия, весьма хороша: то ли режиссер с оператором попались со вкусом, умом и любовью к театру, то ли сама постановка «поддалась» съемке. Спектакль весьма кинематографичен, ибо играется он даже не в малом – в микрозале и весь построен на крупных планах, на мельчай изменениях мимики и выражения глаз. Вот так он и снят – большей частью крупными планами.

Это – почти что документалистика, переведенная талантливым режиссером на удивительно изящный язык театра.

Последний год жизни поэта.
Немного документов, и – воспоминания современников, самых разных: ближайших друзей. дальних знакомцев и просто сплетников, кои всегда группируются подле людей значительных.
Вспоминают поэта по-разному: смеясь и негодуя, пытаясь сохранить полную объективности и явно присочиняя, проклиная и оправдывая себя (и Его) за случившееся.
Кому-то всенепременно хочется сказать – он и говорит, перебивая прочих и обижаясь, когда перебивают его… Кто-то молчит – но всего лишь несколько его слов, встроенных в общий поток воспоминаний, оказываются очень значимыми.
Вот – дама-поклонница оказывается на обеде рядом с поэтом, и отмечает главное и единственное, что заметила: ел мало. Вот некто, встретившийся с Пушкиным в купальне на Неве, рассказывает тоже главное и единственное: поэт показал, как надо при плавании грести руками. Вот – сплетник, пересказывающий бесконечный поток историй… конечно же, о Дантесе и Натали…

И тут же – те, кто видел, слышал, участвовал, был рядом…
Рассказ о том, как задумавшийся о дуэли Пушкин выбирал пистолеты в магазине.
Выбрал.
Но не купил.
Не передумал - просто не было.

Воспоминания Соллогуба о несостоявшейся дуэли между ним и Пушкиным – по пустяшному поводу, надуманной причине. О том, как несостоявшиеся дуэлянты разминулись – и Соллогуб мчался из Твери в Москву объясняться – да только секунданта взять с собой позабыл…

Интересно: и память человеческая, и даже официальные документы – это то, в чем полностью отсутствует достоверность. Ибо одно и то же из разных уст означает совершенно различное…
Память ли тут отказывает, или, сказав (как под присягой) чистую правду, но всего лишь сдвинув запятую или интонацию в рассказе, можно обелить себя или очернить другого…

Почему ЭТО всё случилось? Почему не остановили (не захотели или не смогли остановить) надвигающуюся беду те, кто был рядом?
И можно ли было остановить?
Гинкас перед спектаклем говорит об обостренном чувстве гордого достоинства, присущего поэту и о невозможности никому постичь, внедриться и понять мотивы и душу гениальной личности… То есть – все эти люди были рядом, «на ты», любили, но… мерили Поэта своей меркой людей небесталанных, но всё же отнюдь не уникальных.

А может, сам Поэт, уставший стоять «бездны мрачной на краю», решил шагнуть за этот край, дабы погибнуть здесь, но потом дожить свое в другом обличьи и в другом, более близком его таланту  мире.

А может быть, то был каприз, шутка гения, уверенного в своей вседозволенности и в том, что «мы никогда не умрем»?..

В общем, хороший спектакль. И качество записи довольно приличное.
Если кому-то интересно – я нашла ее по поиску ВКОНТАКТЕ.



С сайта МТЮЗ

"Он удивительно красив, этот спектакль: изысканный и математически выверенный. Сам Сальери остался бы им доволен. и это не упрек, ибо Гинкас "поверил алгеброй гармонию", не изменив последней".
Любовь Овсэ "Петербургский театральный журнал"

"После этого спектакля хочется сгрести с полок все, что на них есть о Пушкине, листать, перетряхивать, сравнивать и сопоставлять, чтобы задать себе тот же, что и Гинкас, вопрос: а могло ли быть иначе?"
Наталья Казьмина "Первое сентября"

"Поставить зрителя лицом к лицу с человеческим страданием и заставить уверовать в его подлинность - вот фирменный прием Гинкаса".
Марина Давыдова "Время"

"Пушкин.Дуэль.Смерть." Камы Гинкаса, это "дикое совершенство", ...из разряда очень личных поступков. Ты видел: театр, как и прежде, может разорвать тебе сердце, дисциплинировать ум, стереть из памяти повседневность и вычертить в ней вечные письмена".
Наталья Казьмина "Экран и сцена"

"Есть мысли, с которыми обычный человек не может жить, а в театре Гинкаса они складываются в цельное мировоззрение. Настоящий, безысходный, экзистенциальный ужас охватывает лишь на его спектаклях".
Алексей Филипов "Известия"
Tags: МТЮЗ, видеозапись, спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments