bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Моя тень. Театр Эрмитаж на сцене Мастерской Фоменко. 21.08.13

Премьерный спектакль на несколько порядков отличался в лучшую сторону от прогонного. Да-да, бедному полубесприютному Эрмитажу просто не хватило буквально несколько часов, чтобы не только «сшить» спектакль, но и тщательно отгладить все швы.
Спектакль стал чётче и ровнее, не потеряв при этом ни гранулы миллиграмма своей энергетики… Я даже думаю: не сходить ли мне на него еще раз, в пятницу? Хотя бы на последние два действия? Насладиться еще раз, одарить цветами…

Киношных вариантов «Тени» я видела аж два (с Далем и с Райкиным); разные – и оба хорошие. На сцене – только недавний РАМТовский вариант, где Ученого играл милейший Пикалов, а его Тень – остроугольный Устюгов.
Кино дает возможность «раздваивания» персонажей, одновременного присутствия двух разных индивидуальностей… спектакль РАМТа разделял эти индивидуальности уже откровенно.

В спектакле же Эрмитажа Ученый и Тень – это не двое… это – один… по сути дела – это каждый из нас, и так неожиданно среди белого-пушистого облака чистых порывов души, вдруг нарывам вспухает зловонная чернота гнева, трусости, жадности, себялюбия…
И как отчистить себя от этих душевных пятен, если в ипостаси Ученого тебе надо в одиночку, по шажочку, с трудом идти вперед, и вечно минуты не хватает, чтобы понять главное и сделать счастливым себя и других… Тогда, как Тень, то подползая, то наскакивая, смело и резво идет по головам тех, кто слабее – и, окруженная толпой «друзей»-прихлебателей, воцаряется на троне, укладывая честность и доброту ковриком-тенью у своих ног?

И ведь никуда не денешься: ученый и Тень, как Инь и Ян, как солнечный свет и мрак ночи – едины и неразделимы. И нельзя убить одно, чтобы не уничтожилось другое.

Не случайно в этом сказочном королевстве без названия звучит шпаликовское: «Городок провинциальный, летняя жара, на площадке танцевальной музыка с утра»… Ведь это всё - не сказка про неведомую страну, это – «да это ж про меня, про нас про всех»…
В наших провинциальных городах – также и в Москве, которая, как известно, большая провинция - и музыка с утра (чтобы не было слышно, как жуют); и Тени рвутся к власти, охмуряя несчастных Принцесс; и Доктора радуются одному вылеченному пациенту – давно махнув при этом рукой на роль спасителя от всех болезней; и фальшзвёзды радуют публику песенками… и кое-чем ещё. И даже хороших людей иногда воскрешают – если это необходимо для того, чтобы в живых осталась дрянь.

Всё это сказочно… нет, обыденно печально.
Но это жизнь, которая была бы, без сомнения, очень трагичной, если бы одновременно не была такой забавной.

И такое счастье, когда удается удержаться от продажи ядов конкурентам – даже с прибылью для себя в 200%. То есть – удается сказать «нет» там, где очень хочется поддакнуть ради упрощения своей жизни и пользы для кошелька… но не для души.
***
В общем, я опять полезла в философистику, вместо того, чтобы конкретно писать о постановке: мол, декорация такая-то… тот актер играет хорошо, а этот – еще лучше. Свет… Музыка…
Настроение зала…

Поклоны…
Да, поклоны – с пробежками уже не персонажей, но – актеров, но еще несущих на себе тень образа…
Цветы, цветы, цветы…

Усталые лица актеров, заплаканные глаза зрителей…

Я еще напишу о спектакле, позже – ведь смотрю его не в последний раз.
ТАКИЕ спектакли – они не для одноразового просмотра.


Фото: Дмитрий Хованский
Tags: Евгений Редько, Михаил Левитин, Эрмитаж, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment