bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

"Чайка". Реж. К.Богомолов. Табакерка. 31.10.2011

Спектакль понравился. И, что удивительно, понравился даже больше, чем ожидала (хотя с самого начала именно ОЖИДАЛА, а не отторгала на корню).
Забавно:  как Пушкин (а в XX веке – Высоцкий) отвечают на все вопросы…так и странная пьеса «Чайка» всегда, во всякий возраст нам пригодна: она допускает мильён трактовок и изменений смыслов (причем – без изменения авторского текста и порядка сцен).
 
Вчера, едучи домой, просмотрела  программку спектакля – а они в Табакерке замечательно информативные (респект и уважуха тем, кто их задумал и делает именно такими!). Пробежала глазами и критическую выжимку, поняв, что, как Богомолов увидел в пьеса массу совершенно неожиданных поворотов, так и каждый из авторов-критиков вычленил свой личный смысл… ну, а я ни с одним из них не совпала.
Впрочем, написать что-то внятное у меня не хватит ума, а главное – времени… так что – эпизодически…
 
Во-первых, я не увидела в декорации ни советского офиса, ни казармы, ни дурдома, ни театрального закулисья…
Для меня это огромное помещение, заставленное письменными столами и «многоуважаемыми шкафами» - это разгромленное, расшатанное временем «дворянское гнездо», где стены унижены казенной серо-зеленой краской с подтеками (вешние воды протекли). Именно эти большущие деревянные столы («какое это дерево?» - «вяз» - «почему он такой темный?»)... да еще пара стульев с благородной резьбой и обивкой (их поставит Треплев для матери и Тригорина) – это и есть остатки прежней благородной роскоши, рассыпающейся на глазах, как рассыпается (да, уже, собственно, рассыпалась) благородная жизнь, превратившись…
О, Боже мой, в какую пыльную и скучную серость это всё превратилось!
Имение Сорина-Аркадиной – это скучное место, где живет масса скучных людей, со скучными разговорами и в скучной одежде…
И даже Тригорин и Аркадина, залетающие сюда, как экзотические райские птицы, на поверку оказываются серыми воронами с немелодичным карканьем…
 
И еще: Нина Заречная – совершенно бездарна и абсолютно не умна. И читает она столь претенциозные… настолько  непрофессионально собранные в одну нелепую кучку слова пьесы Константина… в общем, хорошо, что эту читку прервали (и забавно было наблюдать, как зрители, собравшиеся смотреть до полной гибели, всерьез) буквально через несколько минут стали «опадать» от тоски…
 
Между прочим, стоило бы им и досмотреть постановку.
Потому что и богомоловская «Чайка» поставлена в чем-то по аналогичному принципу: некоторое время смотришь с интересом… потом начинаешь, скучая, позёвывать,…
…но вот потом!!!
 
Я не могу сразу сказать, с какого момента спектакль перестает тащиться лишь на буксире текста, а выруливает на взлетную полосу, стремительно набирает скорость... а потом, оторвавшись от земли, идет на взлет.
 
Моментом, когда машина еще на земле, но уже разогналась до максимума, был монолог Тригорина (и как смешно обыгран «сюжет для небольшого рассказа» - с последующим повтором в сцене с Аркадиной!). И уж точно сцена вечеринки («я это рассказываю вам, как писателю, можете воспользоваться») – это однозначно уже состояние полета!
Сцена эта – потрясающе смешная и в то же время абсолютно точная.
Тут безошибочно жизненно (и театрально!) всё: и то, как Маша рассказывает Тригорину про свою жизнь, а он с трудом вспоминает человека, за которого она замуж выходит… и танец супругов Шамраевых, и то, как «затанцевал» свою даму очаровательный Сорин… и то, как слова про «чёт или нечет» прорываются сквозь храп спящего тут же Медведенко… и цветы Нины, которые Тригорин «пучком» бросит к ногам Аркадиной…и любовная сцена, после которой – естественно! – «ну, вместе, так вместе».
 
Вот эта сцена – она, имхо, безупречно сделана. Как и сцена второго действия, когда Костя с гитарой воет «милая моя, солнышко степное», терзая немилосердно гитару (а ведь она УЖЕ истерзана-разбита)… все равно, что и как петь – лишь бы не слышать того, что говорится (орётся!) людьми, что делят с ним одну комнату… а слова чеховского текста, прорывающиеся сквозь бешеный гитарный бой…это слова невыносимой – но при этом явно ежедневной, рутинной брани…
 
И еще раз Костя возьмет в руки гитару – и будет терзать струну, когда в такт однообразно повторяющимся нотам музыкального фона, под однообразное маятникообразное раскачивание стены, Нина будет рассказывать ему историю своего неудавшегося, бездарного актерства и столь же бездарной любви к Тригорину…
А потом Треплев сам будет раскачиваться в истерике, как маятник – пытаясь удержать руками разрывающуюся голову и не услышать монолог про «людей, львов, орлов»…
 
А потом Нина уйдет. Просто уйдет, потому что ей ВСЁ РАВНО…
Её жизнь – что здесь, что на сцене, как единая черная полоса… в которой есть и белые полоски… того самого порошка, от которого остался след на тонкой ноздре…
 
 
В спектакле дважды звучит голос Гагарина, рассказывающего о космическом полёте.  Почему? Да если прислушаться к тому, что он говорит и что говорят по трансляции о нем, можно понять, что на минуту романтики (черное-черное небо со звездами, оранжевая полоска восхода…) приходится десять минут сбивчивого и банального (закончил ПТУ, фрезеровщик… организм в невесомости работает нормально…).
 
Вроде бы так и должно быть: на минуту СКАЗКИ в жизни приходится добрый час БЫЛИ.
Но как это плохо, когда сказочных мгновений становится всё меньше, и ты понимаешь, что и они – ложь, а в них намёк… намёк на что-то грязное и нехорошее.
 
Ну, и что остаётся? Только – крикнуть: «Карты на стол! Проходимцы!» - и уйти с побледневшим лицом. (с) Высоцкий
Что и сделал, по сути, Треплев.
 
 
В общем, хочется повторить: «Чайка» Константина Богомолова – превосходный спектакль с очаровательными актерскими работами (Хабенский, Табаков, Зудина, Сексте, Сосновский), интересным подбором музыкальных номеров и фона (Латенас), множеством смыслов…
Да-да, это превосходный спектакль.
 
Но – если бы хоть немного РАНЬШЕ!
Ибо «Чайка» Юрия Бутусова – всё-таки однозначно лучше (и по актерам, и по музыке, и по множественности смыслов)…
 
Да-да, спектакль превосходный. Но удивительно несвоевременный.
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments