bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Иисус Христос - Суперзвезда. Театр имени Моссовета. 12.08.13

Вчера Моссовет закрывал свой 90-й сезон. Закрывал спектаклем, который идет на его сцене уже 23 года – и, по всем правилам, именно тогда, 23 года назад, я должна (обязана!) была его посмотреть.
Но – выполнила свой долг театрала только вчера… так уж получилось…

Говорить понравилось/нет я не буду (понравилось! :)), я вообще хорошо отношусь к мюзиклам, хотя и не фанатею по ним. Каждый раз со мной одно и то же: вначале я чуть кривлю губы – ну, потанцуйте, удивите… но где-то в середине захватывает так, что аж дышать забываешь. И «послевкусие» потом очень хорошее.

Я не настолько сильна музыкальным слухом, чтобы расписать: мол, этот пел великолепно, а тот не слишком…Откровенных «петухов», конечно, замечаю – но не в них дело… Дело тут в том, чтобы от каждого актерского голоса, от пластики шла хорошая энергетика, которая переплеталась бы с энергетиками других исполнителей в изящный рисунок… Плюс массовка в мюзиклах – это что-то типа рамки, но ведь и она важна для создания общего впечатления.

«Иисус Христос» - вещь известнейшая. Пересказывать ее смешно: в принципе, спектакль – это вольная интерпретация сюжета Библии… как говорится, новое издание – исправленное и дополненное.
Если же и мне начать пересказывать постановку… ой, как мы уйдем в сторону от первоисточника! А кто ж его не знает: Гефсиманский сад, поцелуй Иуды, тридцать серебреников, «распни его», умывание рук Пилатом, плач Магдалины…
Вот это на сцене и есть. Всё это поётся и танцуется. Плюс – мюзиклы потому и близки мне, что, в принципе, не чужды драматическому искусству: там и плачут, и переживают, и радуются вполне «взаправду»…
В общем, хорошо.


Я абсолютный агностик. И считаю, что каждый человек, без агрессивного фанатизма, имеет право верить во что угодно: хоть в языческих богов, хоть в торжество коммунизма, хоть… да во что угодно. Но – именно без агрессивных наскоков на атеистов или верящих в что-то другое.
В принципе, этот мюзикл мог бы оскорбить чувства верующих… ну, хотя бы тем, что он далек от  каноничности и догматичности традиционной религии, да и Христос в нем не классический, он… наверное, излишне человеческий, а не божественный.

Про Моссоветовский спектакль писали, мол, в нем на сцене – мотоциклы. Да, есть. Два  –нормальные такие, пованивающие бензинчиком. Они увозят Христа с Магдалиной и Иуду куда-то в новый виток их жизненной истории… А еще на сцене костюмы, стилизованные под древние хитоны, соседствуют с рваными джинсами, банданами и официальными галстучными костюмами…

А мне в контексте такого смешения вспомнился Высоцкий:

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.


Чувства ВЕЧНЫЕ…

Да, вечное – любовь, поклонение, агрессивность, предательство, алчность, жалость… Вечное желание упростить сложное и забыть о непонятном…

В принципе, это и правда во все времена: вот появляется новый Бог… ну, некто (вождь, герой, гениальный художник или артист…), кардинально отличающийся от общей массы остротой ума, быстротой реакций, талантом, а главное – он обаятелен настолько, что так и хочется туда, в свет и теплоту его энергетики.

Ну, а дальше - тоже традиционно.

Кто-то, приблизившись, тут же жаждет обратить эту энергетику на пользу… как ему кажется – на пользу людям; по факту – на пользу себе.

Другой, встав рядом, пытается влезть на тот же пьедестал и удивляется: а что это меня, такого замечательного, не стаdят на одну ступеньку с Ним? Почему я – всего лишь его тень?

А тут и зависть пособит: ведь если уничтожить Его (да еще с выгодой в энное количество тетрадрахм… тугриков или баксов), то, возможно, удастся занять освободившийся пьедестал… А если нет – то можно до конца своей длинной или короткой жизни эмоционально сожалеть о предательстве… Тоже – мощная эмоция и возможность войти в историю.Кто-то мечтает лишь коснуться, лишь в отраженном божественном лучике погреться… и совсем не думает о том, что твое единственное касание для Него – тысячное… и касаниями этими уже кожа до крови содрана…
А кто-то (кстати, из тех же, кто мечтал прикоснуться) при малейшем сбое будет орать «распни его»… а коли появится возможность – бить ногами… опять же – до крови…

Но кто-то будет любить – так искренно, так нежно… может быть, даже где-то там, в стороне, касаясь лишь взглядом… не мешая жить, а если и оказывая помощь, то настолько незаметно, что Он будет ощущать лишь лёгкость бытия, и никогда не увидит руки, отводящей беду.

Да, это всё было. Да, это будет всегда.
А «ИХС» - это простая и в то же время вечная история, которая известна всем, потому пересказывать ее приятно,  главное – легко.
Ее можно спеть замечательными голосами под чудесную музыку Уэббера и Райса…

Да, и самая запоминающаяся партия  - это ария Ирода, требующего у Христа Чуда.
А запоминается и потом легко насвистывается она потому, что это – совершенный апофеоз китча, попсы, облегченного, а потому легко и с восторгом воспринимаемого зрительской массой «искусства».
Да и текстовое содержание арии – оно об этом же: Ирод требует у Иисуса немедленного, словно элементарный фокус, явления божественного Чуда. Ведь всё так упрощается, если Чудо оборотить в примитивное, но яркое и захватывающее «массы» шоу… если обернуть его ярким фантиком, упростить и выставить на потребу…
И как это неимоверно трудно – отказаться от производства фальшивки и погибнуть за Истину… да и что есть истина?..

Но ведь прав поэт:

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!


Да… лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор.
Но у многих ли хватит сил и воли сделать именно такой выбор?..
***

А посмотреть спектакль тогда, 23 года назад, я и правда была обязана, ибо первым исполнителем роли Христа был Олег Казанчеев… Не посмотрела, и теперь уж только жалеть остается об упущенной навсегда возможности.
Вчерашний спектакль вытянул из колодца памяти целое ведро неожиданных ассоциаций и эмоций.
Это другая история &
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments