bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Всё начинается с любви. Моноспектакль Максима Аверина. На сцене театра Сатирикон. 29.07.13

В склянке темного стекла
Из-под импортного пива
Роза БЕЛАЯ цвела
Гордо и неторопливо.


Роза – от Аверина; брошена была мне на колени при выходе актера в зал для братания с публикой.
Идея хорошая. Это мы, москвичи, избалованы впечатлениями, а вот в провинции, где миллисекундное личное общение с Кумиром – это, возможно, самое яркое за всю жизнь впечатление… Да, придумано великолепно, и придумавший явно достоин сладкого пирожка с полки.

На аверинское моно собиралась давно: не так давно писала, что считаю хорошим тоном не просто тупо фанатствовать по спектаклю или актеру, а, по возможности, расширять круг своего знания за счет других постановок, актеров…
В данном же случае, прекрасно понимая необходимость посещения мероприятия, избегала этого до последнего: боялась разочарования в одном из любимых артистах…
Да-да, любимых, ибо искренне уважала Максима «Викторовича» всегда, с того дня, когда увидела его на сатириконовской сцене в «Маскараде» и «Макбетте», и почти одновременно - в «Карусели», «Магнитных бурях» и «Городе без солнца».

Кстати, маленький фрагментик из «Магнитных бурь», показанный в начале вечера, потрясает: вот недоумевающий, потерянный, буквально прибитый переменой участи - бежит Валерка за поездом… Ведь не Аверин в этот момент бежит – а именно нелепый Валерка жену навсегда теряет, и оттого такая настоящая боль в герое… боль, переходящая к нам, зрителям.
В этом году 10 лет «Магнитным бурям» исполняется. Всего-то 10… Как мало лет прошло, как много изменилось…

Что до моноспектакля – самое главное в нем то, что он доказывает: Максим Аверин – трудоголик. Два часа на сцене, один, не поддерживаемый коллегами… перед тысячным залом-зверем, готовым «выпить» актера до донышка (а потом еще отдельные личности устремляются на служебку: там еще энергетика на донышке осталась… надо слизать). Насквозь мокрая рубашка и непрерывное движение без останова…. без останова…. без… Актерский героизм в действии: из себя, и то готов достать печенку…. и бросить ее публике - мне не жалко, дорогая, ешь!

И вот в этом непрерывном движении я и вижу главную (возможно, даже единственную) ошибку моноспектакля. Ибо задуман он, как разговор по душам с друзьями-зрителями, что по дефолту предполагает диалог…
Диалога не было. Был один огромный монолог, произносимый на страшной скорости, без секундной паузы на наши ответно-диалоговые, зрительские замирания дыхания, слезы, улыбки… да даже на аплодисменты:

А главное, гоните действий ход
Живей, за эпизодом эпизод.
Подробностей побольше в их развитье,
Чтоб завладеть вниманием зевак,
И вы их победили, вы царите,
Вы самый нужный человек, вы маг.


Актер носится по огромной сцене, и его романтичные слезы высыхают вмиг, и дрожание голоса перетекает в не слишком умный анекдотец…
Правильно ли актер читает то или иное стихотворение? Не знаю. Ибо он читает его БЫСТРО, и в этой быстроте нет места полутонам… и публика радуется жирным и ярким мазкам… не различая Вертинского и Маяковского: и одно, и другое, с одинаковыми повышениями голоса и взмахами рук…

Впрочем… стоп! ВОТ ЭТОТ взмах руки… это же от Банко, в роли которого актер царил когда-то на этой сцене… «Банкоооо! – Макбеееетт!»
Вот где были полутона и почти акварельное смешение красок, из которых сплеталась сеть актерского обаяния, набрасываемая на всех в зале…
Этот бравый генерал был храбрым и наивным… и таким же искренним, как Валерка из «Магнитных бурь»… и таким же печальным, как снег, что шел в «Ричарде»…. снег, завершающий нынешний моноспектакль…

…в котором Аверин читает Рождественского и Бродского (хорошо), Маяковского и Высоцкого (хуже).
И совсем здорово читает он в финалевечера «Цыгановых» Давида Самойлова – спокойно и тихо читает, именно что – акварельно, когда хочется приблизиться к тексту и любоваться в нем каждым словом, каждой запятой… И лицо актера в этот момент – это не маска, микроскопические изменения которой изображают что угодно: хоть собачку, хоть мента, хоть врача… Это – лицо Настоящего Актера, и при этом хорошего человека Максима Аверина.

Наверное, это правильно: ведь больше народа увидит (и обрадуется) свежепокрашенному забору, чем миниатюре на рисовом зерне.
Но, на мое счастье, я еще помню, что и Максим «Викторович» умел такие миниатюры (для избранных, счастливцев праздных) рисовать. Да он и сейчас делает это, когда наступают минуты вдохновенья… Когда ты словно ныряешь в бездонный омут… а потом обнаруживаешь себя с глупой полуулыбкой и слезами умиления и восторга на лице…

Этот актер – может!
И если даже авантюра у него не совсем удалась… то хоть за попытку – спасибо.


ps Да, в общем-то, всё было неплохо и даже очень достойно – дай Бог большинству коллег Аверина по актерскому цеху ТАК держать зал целых два часа… Дай Бог им выкладываться хотя бы наполовину…
Вот только… Мелочь… И, я думаю, в зале-тысячнике мало кто обратил внимание на оборванную фразу про то, как здесь (движением – на сцену Сатирикона) не сложилось «с одной птичкой» - и рванул вместо этого актер по городам и весям, развлекая и окультуривая глухариных поклонников.
Нам, «сатириконовцам», понятно, что это за «птичка» была упомянута…
«Чайка».
Сначала показалось, что я получила оплеуху… Потом поняла: наш любимый Максим «Викторович» отнюдь не дурак, и упоминание о несостоявшейся «птичке» - это отзвук заглушенной-заговоренной боли от неучастия в НАСТОЯЩЕМ спектакле…
«Птичка», говорите?..

… Летят БОЖЕСТВЕННЫЕ птицы,
их развеваются косицы,
халаты их блестят как спицы,
в полете нет пощады…


Так что, надеюсь, пройдет немного времени, и актер наш любимый остановится, оглянется… Поймет, что
Цветок несчастья мы взрастили,
мы нас самим себе простили,
нам, тем кто как зола остыли,
милей орла гвоздика…


…и очистив с себя налёт «чартковщины», сыграет так, как он умеет.
А он – УМЕЕТ.
И «Цыгановы» этому – подтверждение.
Tags: Сатирикон, спектакль
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments