bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Идеальный муж. МХТ. 25.06.13

В первый раз я посмотрела спектакль в марте.
Спектакль очень понравился тогда, даже поразил. И порадовал – тем более, что пришелся практически «встык» с «Годом, когда я не родился» в режиссуре того же Богомолова, который я внесла в личный свой (оч.небольшой, кстати) список худших спектаклей, мною виденных.

Что до «Идеального мужа» - уже в марте я была уверена, что буду его пересматривать. Он постоянно «прорастал» во мне – фразами, ассоциациями… просто каким-то внутренним эмоциональным трепетом воспоминаний. И пересматривать буду неоднократно – потому что вчера, после окончания 1 действия (а их в спектакле 3, и длится он 4 с лишним часа) подумала: я хочу даже не продолжения действия… я хочу, чтобы вот сейчас – это же, снова, с самого начала.

ИМХО, постановки, сделанные по принципам «Идеального мужа» иди сатириконовской «Чайки» - они, конечно, сгодятся и для зрительского смотрения с целью окультуривания… но это все-таки не спектакли в обычном понимании, а некие действа, построенные на мощных энергетических потоках, заложенных режиссером и с той или иной степенью талантливости поддерживаемых актерами.
Если энергетика спектакля удачно совпадает с твоей личной энергетикой –они сливаются и уходят в очень резкую амплитуду – как волной тебя выносит вверх… ну, и что тут остается? Только завопить «ух ты! кайф!» - и броситься на следующий спектакль за получением той же дозы адреналина.
Ну, а не совпала энергетика… считайте, что волной накрыло, набило в рот и в уши песка… И, отплевавшись, бежишь из зала, чтобы «больше никогда», да и других предостерегаешь от посещения мероприятия. Иногда матерными словами.

С «Идеальным мужем» я совпала, кажется, по всем его составляющим: устроила и сценография, и музыкальный трек, и подбор актеров (опять не могу удержаться, восклицаю: а какой немыслимо талантливый, эффектный и по-мужски сексуальный Игорь Миркурбанов играет Лорда, звезду шансона!!!).
По поводу режиссерских попаданий «в десятку» надо бы исписать немало листов… тут требуется разбор едва ли не всех сцен… (и – дайте, дайте мне пьесу! в ней чуть ли не каждая фраза – если не золото с бриллиантами, то, по крайней мере, позолоченное серебро! а я, увы, ушами хорошо воспринимаю, но плохо запоминаю и не могу точно цитировать).

Две темы в спектакле (для меня) основные.
Во-первых, это спектакль, в котором с глаз публики сняли шоры, из ушей вытащили затычки, а нарочно припудренные мозги почистили щеткой: смотри, слушай, думай!
Ибо все эти «самая читающая нация», «впереди планеты всей», «всё лучшее – детям», «мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», «если тебе плохо, иди в церковь, помолись»… в общем, это всё легенды. Иногда в них говорится о том, чего никогда не было. Иногда – о том, что было, но старательно, под благовидными предлогами, сносится сейчас под корень.
Да, стыдно. Но если молчать, мол, «моя хата с краю», стыд отползет в сторону… но, по сути, никуда не денется.
Вот и смотрите спектакль – благо, нашелся человек, сказавший обо всем (ну, почти обо всем) открытым текстом. И все (ну, почти все) посмевший показать на сцене – «при огромном скопленьи народа».
Я уже писала: государственные символы, семейные ценности, религия, «честное» ведение бизнеса, любовь, усыновление детей, российская эстрада, мода, телевидение, театральное и прочее искусство… да просто отношения человека с человеком… все это отнюдь не вывернуто наизнанку.  Всё это показано так, как есть на самом деле и в настоящее время. И иногда это гомерически смешно, но иногда – страшно.

Есть еще одно в спектакле,  что цепляет лично меня (как выяснилось, не только меня).
Дело в том, что этот спектакль – о любви.
«Возьми мою любовь. – Она в грязи».

Да, это не чистые и «правильные» вздохи на скамейке и прогулки при луне, завершающиеся «жили долго, счастливо, умерли в один день». Такое – сказка. Или вранье, вызванное полным безразличием друг к другу живущих долго и «счастливо». (Не случайно Гертруду Тернову, про которую в самом начале мы узнаем: она много что и кого любит, сопровождает повторяющаяся надпись: «32 года без любви»).

Любовь настоящая и искренняя – это, без сомнения, огромное счастье… но это и готовность ради любимого… да хоть лицом в грязь упасть, унизившись. Готовность «из себя и то достать печенку»… и, пойдя на самую огромную жертву, умереть от горя или от счастья рядом с возлюбленным.
И, в общем-то, плевать, что любовь эта с точки обывателя «неправильная». Что мужчина здесь «так искренно, так нежно» любит другого мужчину… или – что совсем юный мальчик боготворит даму, которая старше его едва ли не в 4 раза…
«Аллилуйя любви» очень правильно вставлена в сцену свадьбы сиротки Мейбла и актрисы Маши Ивановой…
И – одна из самых трогательных сцен в постановке – диалог Нины и Треплева из «Чайки» - тот последний, печальный… И ничего, что произносят его министр резиновых изделий Роберт Тернов и бывший киллер, а ныне – звезда эстрады Лорд… Он этой подмены не уходит из слов хрустальная печаль, и нерв отношений натянут до предела… и только смерть может разлучить влюбленных. Или не разлучить – и они, словно Ромео и Джульетта, останутся – да, мертвыми! – но рядом.

Очень серьезный и (повторяюсь) страшный спектакль.
И в то же время это комедия, во время действия которой нет-нет, а чуть ли не взвизгиваешь от смеха – совершенно неожиданного, ибо неожиданны сцена или слово, его вызвавшие.

Конечно, это надо видеть… но – как гомерически смешна, например, эротическая фантазия Лорда под очаровательную песню о «моем детстве – красном коне» (том самом, что «по земле копытом бьет, тишину из речки пьет»).
А приход Лорда домой в неизбывной печали – Томми-липучка объясняет ее годовщиной смерти Пушкина… Да-да, Лорд как раз и заходил в «Пушкин» пообедать… какой-то там пирожок с вязигой скушал…
А три сестры, попавшие из провинции - да на Рублёвку, непрерывно говорящие о том, что «надо работать» или играемая уже 400 лет пьеса о любви юных Ромео и Джульетты,  которых изображают престарелые актеры.
А разговор Лорда с папой (про маму киллера я промолчу, ибо – непередаваемо).
А реклама (с участием МХТовских актеров), хронически прерывающая «прямую трансляцию венчания в Храме»? А – сам «Храм»?

В общем, я очень хочу прочитать пьесу – она достойна повсеместного цитирования.
Так же, как очень хочу еще (и еще) раз посмотреть спектакль.


Но – теперь уже в следующем сезоне…

019
Tags: "Идеальный муж", Игорь Миркурбанов, Константин Богомолов, МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments