bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Король Лир.Театр Сатирикон. 18.06.13

Это не перформанс и не спектакль-импровизация, а прекрасно срежиссированная и не менее прекрасно сыгранная постановка. При этом «Лир» Юрия Бутусова – это самый «текучий», непредсказуемо изменяемый спектакль изо всех, что я видела. Когда-то, в самом начале, при очередном глобальном его изменении я начинала считать «версии»… потом перестала, ибо этих самых «версий» набралось несколько десятков…
Забавно, но именно сейчас спектакль, сделав полный круг, очень сильно приблизился к своему изначальному варианту, игравшемуся даже не на премьере, а на прогонах в 2006 году. Единственное – он сейчас играется мягче, что ли…

Юрий Николаевич Бутусов словно посмеивается – не знаю, над актерами ли… но над нами, постоянными зрителями с их трактовками – точно!
Только мы обратили внимание на «вечные перчатки» Глостера и попытались объяснить их наличие – как граф оказался «голоруким», зато в первой сцене перчатки надел Кент.
Только нам показалось, что тот же Кент влюблен в Корделию (а она в него), как проявилась очаровательная любовь девушки и герцога Бургундского (но – всё верно! – жениться по любви не может ни один король), а Кент общается с младшей дочкой Лира, как со своей крестной или воспитанницей – но отнюдь не как с возлюбленной…


Понравилось: свой первый монолог («Эдмонд незнатный знатного столкнет») побочный сын Глостера произносит с помоста, закутавшись в… что это – карта королевства или королевская же мантия?.. В общем, он явно примерил на себя знак того, к чему начал восхождение из своей «ямки»…

И еще – просто замечательно играет Эдгара Осипов. Он всегда был хорош в этой роли, но теперь… невероятен! Какой замечательной теперь выглядит сцена начала 2 действия – встречи Эдгара со слепым отцом! Ну, просто до слёз – так трогательно играют ее два артиста, «равных духом и гордостью».

А сколь хороша Регана в танце с Красной Куклой: «мой муж убит» - и она трепетно склоняется над мертвым телом, замотанным окровавленными бинтами… тут же «я помолвлена с Эдмондом» - и кукла превращается в обнаженное тело любовника, объятого алой негасимой страстью…

***********
Я смотрела спектакль как бы немного с иной точки зрения, изменив мою внутреннюю трактовку.
Он о том, как просто можно уничтожить, разбить прекрасную судьбу – одним словом, взглядом… И потом – можно же склеить… ну, конечно, трещинка никуда не пропадет, будет видна, но восстановление возможно.
Так нет: осколки измельчаются еще и еще раз…и уже в конце, когда пришло прозрение и хочется повернуть судьбу вспять, сделать так, чтобы было как прежде…
Но разве можно собрать изящную чашку из фарфоровой пыли, в которую сам же и превратил предмет? Нет – пылинки будут вновь и вновь разлетаться, как вновь и вновь падают мертвые дочери короля…

Первая сцена игралась во вторник с большими паузами. Такими, словно герои считали до десяти – и уж потом говорили слово или действие.
Вот – молчит Корделия, словно подбирает слова признания любви к отцу (ведь любит она его - и слова эти в ней есть)… но говорить их вслух отказывается (и, по сути, говорит какую-то глупость о своей грядущей любви к будущему супругу).
(Дзынь - первый крохотный надкол появился на жизненном фарфоре).

Вот – молчит и долго смотрит на любимую дочь Лир… еще можно перевести всё в шутку, поругать упрямицу – до поцеловать ее… Нет: король он или нет? – и Лир проклинает и изгоняет девушку.
(Дзынь – раскололась чашка).

Еще вместе шекспировские «три сестры», еще плачут и горюют они, обнявшись… Но ведь отца не стоит сердить (пока что), потому – младшая, опальная, отторгается.
Старшие собираются держаться вместе – и держатся, пока и здесь не пробежала трещинка: страсть к мужчине оказывается мощнее сестринской любви…

Дзынь, дзынь, дзынь – и по навету изгоняется Эдгар, и брат идет на брата, сестра на сестру, отец на сына.
Война, безумие, пытки и убийства – «смерть, смерть вокруг».
И всё из-за того, что у одного человека не нашлось для другого доброго слова…
А в ком-то гордыня победила и любовь, и совесть, и справедливость…
Катастрофа. И из-за такой мелочи, такого пустяка… это как гвоздь, отсутствующий в кузнице…

Слепой Глостер то и дело вспоминает своего сына, желая ему счастья и добра – а ведь совсем недавно, в порыве гнева, приказал его уничтожить.
Безумный Лир пытается оживить мертвых дочек… Хотя – и Корделию, по сути дела,  выкинул, как ненужную вещь (и если бы не король Французский – что стало бы с нежной девочкой?), и Гонерилье ото всей своей «доброй» отцовской души вдохновенно желал бесплодия…

Труха и пыль – вместо нежнейшего фарфора.
Из которого еще многие поколения могли бы пить изящные напитки.
И радоваться…


Tags: Агриппина Стеклова, Денис Суханов, Марина Дровосекова, Сатирикон, Тимофей Трибунцев, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Теллурия. Театр на Таганке. 24.10.2019.

    Я всё время живу в ожидании Чуда. Которое в моем случае происходит довольно часто. Вот, например, очень хочется посмотреть спектакль, но…

  • Информация!

    Не пропустите! 23 марта в 10:30 на Главной сцене IV Московского культурного форума в Манеже — «Презентация книг мэтров театрального искусства». Кама…

  • Черная курица. РАМТ. 16.02.2019.

    В моем детстве, и в детстве моей дочери, когда заканчивались сказки Пушкина, и все истории про Изумрудный город, и Незнайка уже побывал на Луне, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments