bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

НЕТ ЛЕТ. Театр на Таганке. 17.06.13

Попытка Таганки оставаться Таганкой – тем самым брендовым, фантастически прекрасным, мудрым, энегетически наполненным театром проваливалась за последние годы дважды.

Сначала – когда последние постановки Юрия Любимова стали напоминать тарелки с не слишком вкусной  кашей, к тому же размазанной тонким слоем – так что зрители, словно длинноклювые журавли из сказки, щелкали клювом, с трудом подбирая крошки и старались верить в то, что увиденное и есть легендарная Таганка.
Потом - когда в репертуар театра вторглись слегка поставленные и кое-как сыгранные спектакли с названиями и афишами, чужеродно и смешно смотрящимися в контексте почти 50-летней истории и принципов существования театра.

Потому на НЕТ ЛЕТ я шла по принципу: ну, раз уж я до сих пор позиционирую себя «девочкой с Таганки» - нужно хоть раз в сезон туда сходить, нужно посмотреть и «это безобразие».

Из знаменитых таганских Поэтических представлений я застала только «Владимира Высоцкого» и «Послушайте!». Постановку по стихам Маяковского любила страстно, до самозабвения, знала (и помню до сих пор) наизусть каждое слово, каждую интонацию, каждое движение…

НЕТ ЛЕТ – это тоже Поэтическое представление (в его основе – поэзия Евгения Евтушенко). По факту это попытка войти в ту же реку вторично. Как известно, попытка эта увенчаться успехом не может – и я шла вчера в театр хорошо набитая скептицизмом: ну и ладно, ну и посмотрю… да и надо хоть раз в году заскочить в когда-то полюбившийся театр, что называется, «по родным проехаться местам».
Так и смотрела вначале – с критическим прищуром. Честно говоря, в самом начале он был уместен: когда-то в читающих стихи таганских артистах горела страсть, «дровишками» для которой было огромное актерское мастерство.
Сейчас мастерства тоже хватало… но – вот странно! – «не волновало, не грело, не обжигало». А уж когда девочка-артистка влезла с поэтической строчкой поперёк основного текста… Кошмар. С апреля играют – а ни поэтического слова не чувствуют, ни мизансцен не знают.

А потом я ВДРУГ заплакала.
Потому что странным образом река времени сделала петлю – и явила нам ту самую, кристально чистую воду прежней Таганки, дав возможность опустить в нее опаленное безвременьем нашего времени лицо.
Даже скажу, когда это произошло.
«Любимая, спи»…
Читать это стихотворение начал Анатолий Васильев, продолжил Алексей Граббе… и тут я вдруг поняла, что следующий чтец – Сергей Трифонов – словно бы снял поэтическую строчку с губ предыдущего исполнителя, изящно сплёл ее со своей и – продолжил…
Ах, как это было прекрасно! Как когда-то… а может быть, даже лучше!

И дальше – покатилось!
Да, кое-где еще сбоило и спотыкалось… но этого было так мало, и так быстро и мощно накрывались эти крохотные сбои энергетическими волнами…

Звучала труба Дмитрия Высоцкого и он читал так… ну, просто моё восхищение, мой респект актеру! (А потом, уже на поклонах, возникла мысль: какие же немыслимые ошибки делают руководители театров, изгоняя из своих трупп ТАКИХ актеров; но какое же это счастье – мое, зрительское – что на Таганке эта ошибка была исправлена!).

А как превосходно читает стихи Сергей Трифонов! А Полина Нечитайло!
Про таганских ветеранов – Анатолия Васильева, Алексея Грабе, Татьяну Сидоренко, Вениамина Смехова – я просто молчу: поэзия растворена у них в крови, произносимые ими рифмованные строки так же изящны и так же естественны, как лёгкий бриз, солнечный лучик сквозь чисто вымытое стекло или юный зеленый листочек…

Стихи Евтушенко – и большинство из них мною, конечно, наизусть – были прочитаны, сыграны, пропеты, протанцованы. Многого мне не хватило, и хотелось – еще и еще…
Потому что и правда – НЕТ ЛЕТ – и словно бы в прежнем, прекрасном и любимом театре на Таганской площади «молодые талантливые глотки» выкрикивали для меня, тоже молодой, стихи…
И прозрачный кристалл, сквозь который я смотрела на сцену, не украшал, но – очищал мою жизнь от шелухи быта и напластований лет…
И плохой конец был заранее отброшен – он должен, должен, должен быть хорошим!..
Потому что я вовсю, всей сердечной мерою, в жизнь сию, сей мир верил, верую!..
***********
12 июня исполнилось ровно 30 лет моему зрительству в Театре на Таганке.
Тогда, 30 лет назад, был жаркий воскресный день, и в Новом зале Театра на Таганке играли «Трех сестер». Это спектакль, который сделал меня счастливой, вырвав из земли гнилой колышек жизни, вокруг которого я носилась на цепи по кругу и дал мне возможность бегать не под седлом и без узды.

Дай Бог замечательной Таганке пережить накрывающее ее время, не дать возможность продать театр, целиком или по кусочкам, но подороже. Ибо что-то тревожны мне и заявленные перемены, и тишина равнодушия общественности вокруг них…

Ну, вот пусть хотя бы Чудо случится.
Чудо – такое же звонкое и переливчато-серебристое, как звук трубы, звучащей со сцены.

А на спектакль этот я еще пойду.
Потому что это приятно (хоть и немного щемит сердце) – прорастать памятью.
И понять, что сотня жизней не в другой, а в этой есть. И можно сотни раз отцвесть и вновь расцвесть.

НЕТ ЛЕТ…
Tags: Таганка, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments