bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

«Тарарабумбия. Шествие». Школа Драматического Искусства. 11.05.13

Я сразу поняла, что всенепременно пойду на этот спектакль -  как только прочла его описание. Но тянула: каждый раз, когда он ставился в репертуар, у меня находились другие дела, в том числе и театральные.
Тянула еще и потому, что ШДИ, при всем моем искреннем к нему уважении, театр непростой… пожалуй, он даже ОЧЕНЬ сложный. Каждый раз я получаю от него больше, чем ожидала, но ожидаемое настолько не совпадает по стилю и энергетике с увиденным… В общем, моей подготовленности (эмоциональной и интеллектуальной) не всегда хватает на постановки «театра Анатолия Васильева». Я устаю от них. Но при этом – годы проходят, а ни гранулы миллиграмма не забывается.

Основной пласт публики в ШДИ – молодёжь и интеллигенция.
Это и понятно. Первые «подсаживаются» на нестандартную энергетику театра, на «переворот в мозгах из края в край». Вторым важно подтвердить и расширить свои знания, посмотреть на стандартное с нестандартной стороны.
Да и здание театра на Сретенке – оно, конечно, ошарашивает. (Бывала я и на Поварской – там ТАКАЯ акустика!!!)

Теперь о спектакле.
Его постановщик, Дмитрий Крымов, назвал свою постановку карнавалом, комедией и даже сюром. Всё верно, и при желании его можно обозвать и балаганом, цирком, «сапогами всмятку» - как хотите.
Так при желании и смотреть.

За полтора часа по центральной движущейся дорожке пройдет множество персонажей Чехова (занято больше 70 актеров). Минимального знания чеховских пьес (в основном в спектакле «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад») хватит, чтобы понять, откуда «пришла» та или иная фраза. Правда, ее сплетут с другой цитатой, перемешают в немыслимом коктейле…И ты обалдеваешь, например, от проплывающей мимо венецианской гондолы – какого, извините, чёрта она здесь появилась? Почему не вписывается никаким своим бортом не только в логику, но даже и в нелогичность?

Можно смотреть, обалдевать, недоумевать, восхищаться, возмущаться, огорчаться, радоваться. В том числе тому, что спектакль идет всего полтора часа.

А можно включить что-то такое в организме, что редко востребуется в жизни и театральном зрительстве – и потрясенно захлопать глазами: самое простое, плоское, вдруг обретает многомерность. Из текста вылезает подтекст. И надтекст. И еще множество смыслов…
Всё это разлетается, как салют из разноцветных карандашиков, так и не подаренных мальчику Бобочке. И ты сидишь и ждешь: что же такое нереальное – чеховское или античеховское свалится на тебя в следующую минуту постановки.

«Тарарабумбия» - спектакль очень живой. И очень забавный, даже смешной. Нас смешат, чтобы мы, смеясь, постарались расстаться со своим прошлым, доверху набитым банальностями мыслей, действий, понятий, фраз…
У нас всё просто: фрукт всегда будет яблоком, река – Волгой, домашнее животное – коровой.
Вот и в спектакле: Венеция – это гондолы и карнавал; Гамлет – могильщики, череп Йорика и «быть или не быть»; Япония – цветущая сакура и единоборства; Чехов – «львы, орлы и куропатки».

Люди, утверждающие, что, прознав про постановку Бутусовым «Чайки» в Сатириконе, Антон Палыч обязан перевернуться в гробу, пьесу в лучшем случае читали в школе или когда-то (давно) видели в классическом театре.
Они же, почти без напряжения опознав в ШДИ уходящий полк – «Три сестры»! – тут же теряются от множества дам, оттуда, свысока, предлагающие им фразу за фразой. Теряются – и пропускают мимо внимания «некое Медведенко», по-бабьи причитающее про дороговизну муки. Теряются – но кивают в понимании: да-да, с мужиками в третьем классе – это, конечно, про младшую школу.

Специально для ожидающих, что им сейчас сделают красиво (как всегда делают красиво в Большом театре) из сотен купален в сотнях театров выходят одинаково бездарные тригорины, волокущие удочки и ведра с пескарями и прочей рыбной мелочью. Они не будут давать Нине совет: идти ли ей в актрисы. У них своих забот по горло: с оперным завыванием они стенают, что вот сейчас надо идти и писать…
И тоскливо волокутся к своим письменным столам, пока молоденькие треплевы «отхватывают» низовой брейк – ведь нужны новые формы.


По театральным сценам идут чеховские мамаши, беспокоящиеся о том, что милый ребенок такой горячий… а потом выплёвывающие в лицо сыну: «Приживал. Оборвыш…».. А он… нет, ОНИ – ведь треплевых очень-очень много, всё бегут за мамами, боясь их огорчить и прося переменить окровавленную повязку.

В сотнях театров сотни раневских всё не могут опознать детскую комнату, и Фирсов заколачивают в пустых домах, и вишневые сады вырубают (а в других местах – трепетно сохраняют японскую сакуру).

Все произносят одинаковые слова…

Но если чуть отойти от стандарта, от канона – это же всё равно будет Чехов? А если отойти еще немного… и еще… и еще…
Если ВОТ ТАК можно убить барона – то, может, и водолазы с авиаторами могут быть встроены в спектакль без потерь для него?
Или – с потерями?

И где Чехов, если между тучами и морем гордо реет птица-чайка, белой молнии подобна?
А Чехов – вот он, мертвым телом едет в Россию во льду устричного вагона…
Это Чехов, которого уже нет. Но он же – ЕСТЬ! И он будет длиться и длиться…

И даже когда мимо тебя в темноте со страшным грохотом понесётся время, на обочине его останутся чеховские карандашики для Бобочки, и сломанный волчок (чудесный звук!), и пескари Тригорина, и цветы, полученные Аркадиной на харьковском бенефисе…

И еще останутся туманные дагерротипы в наших, зрительских воспоминаниях обо всех виденных лопахиных и шамраевых, заречных и прозоровых…
Какими бы ожиданными или неожиданными они не были сыграны.

И под грохот времени опять рассыплет мальчик Гришенька бочонки скучной игры лото, и снова утонет в речке рядом с поместьем…
И снова опустеет город, когда уйдут солдаты…
И снова на дуэли будет убит барон…

Эх…
Одним бароном больше, одним меньше…
Тараратумбия… Сижу на тумбе я…

Tags: ШДИ, спектакль, театр
Subscribe

  • Сочи. Май-2019.

    Идея поехать в Сочи возникла у моей молодёжи. Было просчитано, что между праздниками ехать будет гораздо дешевле; погода в мае на юге прекрасная (в…

  • Отчет о моём 2018-м.

    Это был тяжелый год, был он тяжелей, чем тот. Неожиданно нам всем много он принес проблем...

  • Старик Хоттабыч. Новогодняя сказка в театре Эрмитаж. 05.01.2017.

    Что такое Новый год? Это речь президента (которую внимательнее всего выслушали бабушка и кошка Сара), наряженная ёлка и нарядная Москва, шампанское…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment