bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

LIEBE. Schiller. Сочинение по пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники». Реж. Юрий Бутусов. Учебный театр

…А вот теперь скажите: можно ли не пойти смотреть сочинение любимого режиссера, даже если сочинено это было со студентами для показа всего лишь несколько раз?
Нельзя.
Вот я и пошла.

Написав совсем недавно про большое количество знаменитостей на квадратный метр МХТ (премьерствовал Константин Богомолов с «Идеальным мужем»). Скажу, что к махоньком, тесноватом и скромно оснащенном зальчике Театра ГИТИС концентрация известных лиц была погуще. И если в МХТ присутствовали в основном фольгово-стразовые телезвёзды, то в ГИТИСе наблюдались звезды настоящие и ослепительные – звёзды театра и хорошего кино. И даже поющих в МХТ представляла всего лишь Королёва, тогда как студенческую постановку по Шиллеру почтил своим присутствием сам Константин Кинчев.

Спектакль начался… и через пару минут был прерван (очаровательно – для тех, кто понимает) голосом Бутусова: проблемы с пультом, просьба актрисам уйти со сцены, а зрителям подождать начала еще немного.

Что до спектакля – это и правда сочинение для сцены по мотивам, а не постановка целого произведения. Оттого режиссер имел право выкладывать мозаику текста и образов, существенно отходя от авторской классической концепции.

Что и было сделано. Во-первых, ВСЕ роли в спектакле сыграли только АКТРИСЫ; вольно перекидывающие друг другу текст и образы. При этом если мужские образы (графа фон Моора, Карла, Франца, Шпигельберга, Германа) закреплены за конкретным исполнительницами, то в шкуру… пардон – в платья Амалии (единственный женский персонаж на сцене) хотя бы не надолго, но «влезли» все.

Из пьесы убраны все «разбойничьи» сцены, оставлена лишь линия взаимоотношений внутри семейства Моров.
Первые две сцены поменялись местами – при этом к рассуждениям Карла Мора о слабости его современников прибавился неопознанный мною текст (его нет в пьесе) о слабости и «немужественности» мужчин – думаю, отчасти это сделано  для того, чтобы оправдать облечение очаровательных девушек в мужские костюмы.
В результате очаровательные девушки получили право говорить и действовать от имени сильного пола – но, по сути, девушками они быть не перестали. А оттого оправдывали (или обвиняли) они своих героев не с мужской, а с женской точки зрения…

Спектакль получился оч.сильным. Зрительный зал, который зачастую собирается на студенческие спектакли, с целью повосхищаться друзьями или немного похихикать над ними, вчера был – весь внимание. И несколько моментов срыва в подхихикивание явно были заложены самим режиссером для того, чтобы и у актрис было время на вдох и выдох, и зрители получали хотя бы маленькие эмоциональные передышки (не забывали, что на сцене – всего лишь ученицы… и не смели судить их строго).

Думаю, ни у кого и язык не повернется, дабы «судить». Рисунок спектакля наисложнейший, построение его нелинейно – но справились все! Да еще как справились!
Иногда смотришь студенческие спектакли с удивлением: и зачем это из тысяч претендентов руководитель курса отобрал 20 человек, способных лишь на «кушать подано»? А иногда – ясно, что добрая половина курса, при благоприятных для них обстоятельствах, звёздно заблещет на театральном небосклоне – да и остальные не закиснут в массовке.
Вчера был именно второй случай – и дай Бог ВСЕМ девчонкам славных актерских судеб!
И еще – это же фантастика, что одним из первых режиссеров для них стал сам Юрий Николаевич Бутусов! То есть – они уже, в студенческие годы, получили клеймо-пробу драгоценного металла! (Кстати, в зале вчера присутствовал потрясающий актер Тимофей Трибунцев, для которого Бутусов стал первым режиссером в профессиональном московском театре – вот я и сассоциировала).

Спектакль хочется (и надо бы) пересматривать – о его сложности и нелинейности я уже писала. И еще он очень красиво выстроен и сыгран. Тут можно перечислить и фантастический финал – с долгим тихим сидением на сцене всех героев/героинь. И – первое появление, танец Амалии в алом платье. И анекдотическое появление «ряженого» гонца с известием о смерти Карла и посланием, написанным «его рукой». И переход сцены самоубийства Франца из комедийки в драму. И любое объяснение каждого из героев с любой Амалией. И смерть отца – это так похоже на библейскую историю Иакова, сраженного вестью про фальшивую гибель любимого сына Иосифа…

Только вот… В общем, эта тихая, милая и ласковая мразь, что зовётся Францем – увы, лишь в романтичных пьесах такие становятся презираемыми и умирают в муках – физических и совести. В реальности обычно такие живут долго и счастливо, по микрону, незаметненько приближаясь к цели… получая в результате и деньги, а Амалий, и всеобщее уважение (а иной раз человек, которому с милой улыбкой вот такой Франц перерезает горло до конца уверен в доброте убийцы).
И это в то время, когда честный, но отнюдь не благочестивый (разбойник!)  Карл в нашей, современной жизни, чаще всего нашептыванием «францев» остается в нищих и презираемых дураках, практически без возможности доказать окружающим свою правоту…

Так что спасибо Шиллеру и Бутусову.
За романтизм. Который показывает, что, хотя бы на современной сцене, но «правду-мать всегда должно быть можно отыскать» (с).

Ps А как превосходно вписаны в действие стихи Бена Готфрида «Прощание» и «Песнь любви» Рильке!


Фотограф Александр Россоловский.
Tags: Юрий Бутусов, премьера, спектакль, театр
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments