bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Королева красоты. Сатирикон. 01.02.12.

Написано для форума актера театра Сатирикон Дениса Суханова.

Спектакль не видела почти год.
Естественно, соскучилась. Оттого порадовалась спектаклю, погрустила с его персонажами…
В общем, если бы в затемнении, во время чтения письма Пато Дули, прямо через сценическую площадку не поперлись два зрителя (у коих, видимо, в одном месте шило, мешающее смотреть – и это при наличии отсутствия мозгов); а за ними зашумела-потащилась еще пара забежавших в театр дураков… В общем, если бы этого не случилось, спектакль можно было бы назвать традиционно-качественным по исполнению, и не слишком эмоциональным по вниманию публики.
Из «сменного состава» играли Егоров (про которого мне однажды, вне применения к «Королеве», сказали, что он очень похож на ирландца) и Ломкин (его Пато – с модной прической и ироническим изгибом губ) окончательно ушел от образа 40-летнего каменщика в персонаж зрительско-кинематографических грез.

В общем-то, приписав еще несколько слов о неистовстве игры Варгановой и точнейшей тонкости исполнения роли Сухановым (в иных его сценах не было прописных, а лишь заглавные буквы, да еще какими превосходными виньетками украшенные!), можно было бы и закончить рассказ о прошедшем спектакле.
Если бы…


Если бы напротив меня не сидел в зале Евгений Вальц с букетом хризантем для… КОГО:
…коллеги-актера Дениса Суханова?
…кинематографического своего отца?
…бабушки Мэг Фолан?..

Вот этот небольшой и забавный сдвиг в реальности натолкнул на мысль, которая приходила мне в голову с самых первых прогонов спектакля – но только в первый февральский день она оформилась во что-то более-менее намеченное… пусть пока «тира-тира-тира-тира, тоненьким пунктиром», но тем не менее уже пригодное для думания.

А именно – когда мы говорим о пересечении в спектакле реальности (с кормлением цыплят, платьем за 40 фунтов, хорошей кочергой и кофе с комками) и фантазий, того, чего на самом деле нет, не было и не будет никогда… мы как-то забываем о конкретном подтверждении.
Единственное, что бросается в глаза и в уши, это замечание о том, что Пато уехал из дома на такси – тогда, как Морин романтически провожала его на вокзале…
Да, это была явная выдумка. Но всё остальное…

Вот первая сцена с появлением старухи и приходим Морин – она абсолютно реальна.
Та, где сжигается записка, доставленная Рэем, вплоть до примирения матери и дочери – тоже реальность.
Приход Морин и Пато в ночной дом… да-да, и здесь есть реальность, хоть и приукрашенная слегка: идет разговор о том, что на банкете выпили хорошо… почему бы после этого не «перемахнуть горку»? Вот тут, в неясном ночном свете, и оборачивается каменщик прекрасным принцем…

Так почему столь резка утренняя реакция бабушки Мэг на его появление?
Неожиданность, да!
Но… не из стариковской вредности тычет она в лицо Пато выпиской из «английской психушки». Она просто знает, что такое обострение душевной болезни дочери, боится этого и пытается отодвинуть подальше от семьи…
Неотрывный взгляд старухи – это не взгляд змеи на потенциальную жертву. Это попытка оборонить себя и Морин, заметить первые же признаки вновь подступающей болезни, по возможности купировать ее.
Уходит Пато, напоследок пообещав написать.
Было ли письмо?
Было.
Но было ли в нем все то, что произносится – все эти витиеватые слова и обороты, все эта «завОдила» или «завАдила» (можно ли себе представить, что малограмотный рабочий, не знающий написания слов, длинно извиняется за свою неграмотность - опять же В ПИСЬМЕ, где и обязательные-то фразы с трудом даются).
То письмо, которое читается в спектакле, сочинила за Пато сама Морин – в своих ночных грёзах, рядом с дремлющей в кресле старухой-матерью.
В настоящем же послании, том, что было передано Рэем и сожжено Мэг, было именно то, что старуха и рассказала: об уходе в запой, в котором никого не винит… о возможном отъезде в Америку – и наверняка там была вежливая фраза, дескать, если бы не старая мама, могли бы вместе уехать…

…Вот сцена, где ест мать «длинненькое» печенье, и в хорошем настроении подыгрывает дочери, когда та озвучивает вслух то, что придумалось ее больным умом: «а я ему говорю… а он мне…». Веселится мать, шутит…и не замечает, что в глазах Морин уже снова – злость и маниакальный блеск…

Почему никто из нас не замечает сдвига во времени: когда Морин приходит с похорон, снова появляется Рэй. С похорон матери, умершей… нет, убитой в тот день, когда Пато якобы целовал ее через открытое окно поезда.
Но Рэй сообщает, что Пато был помолвлен НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ, причем наверняка помолвка произошла не в день его приезда а Америку.

То есть – Пато уже давным-давно отбыл за океан, давно забыл о Морин… а она все составляет подробные планы их грядущей счастливой семейной жизни, оттачивая в уме каждое слово бесед, замирая от несуществующих прикосновений…

Да и в самом конце – разве же это реальность - когда в дождливый осенний день распахнется дверь В СПАЛЬНЮ, и Морин уйдет туда – в придуманную яростную метель и паровозные гудки. Уйдет с пустым чемоданом в очередной виток сумасшествия.
И нет рядом женщины с встревоженными глазами, которая вытащит дочь в реальность. Где кормление цыплят и платье за 40 фунтов…
Tags: Денис Суханов, Сатирикон, спектакль
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments