bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Дар. Мастерская Петра Фоменко. 18.03.13

Вчера подумалось об импрессионизме…
Потому, что тот театр, который делается в Мастерской Петра Наумовича – очень близок к нему.
Когда спектакли ставит Евгений Каменькович – это импрессионизм в квадрате.
При этом, когда стравится Владимир Набоков – чьи произведения полны мимолетными, изменчивыми впечатлениями – проявляется импрессионизм в кубе.
И, наконец, импрессионизм в четвертой степени - это постановка не чего-либо, а набоковского романа «Дар».

Потрясающе! Спектакль получился очень хороший, хотя на первый взгляд налицо несовместимость: театр – это место ДЕЙСТВИЯ, а «Дар» - это произведение, где само действие вторично, где во главу угла ставится СЛОВО.

Впрочем, слово Набокова театрально, объемно, трехмерно (как «роза» у Пушкина), его художественные образы легко вывести в почти невесомый, тонкий и трогательный объем… но как удержать их в этой реальной нереальности, как по ошибке не слепить из божественно пригнанных друг к другу слов чего-то бытового, грубо банального?

В спектакле есть фрагмент из книги, который я очень люблю (вообще, «Дар» - мой любимый роман Набокова): коротенький рассказ о том, как отец главного героя, Фёдора Годунова-Чердынцева, однажды вошел в основание радуги – и очутился в сверкающем многоцветном Раю… он сделал еще шаг – и из Рая вышел.

С этим спектаклем так же: и герои, и зрители то и дело попадают в сверкающий Рай текста Набокова… и тут же… ну, в общем, что поделать: точно попасть в прозу великого писателя, адаптировать большую сложную книгу к сценическому воплощению, не потерять ни одного авторского оттенка… нет, это всё-таки до конца невозможно.

И тем не менее – этот спектакль однозначно является неподдельной, самой настоящей театральной драгоценностью.

Он замечательный – весь.
И музыка, звучащая здесь с граммофонных пластинок (палец – вместо иглы) – звучит как раз вовремя и в единственно возможной тональности…
И декорации… мой спутник сказал, что там, на сцене, настоящий Берлин (в котором я, увы, не была никогда)… Здесь в тумане тускло светят фонари. Здесь постоянно открываются двери – в Ад, в Рай? или просто вокзальные двери? или это окна, залитые дождем, который шел когда-то давно – в детстве?.. Здесь связанные «стрелкой» многие рельсы, ведущие в никуда… или – куда-то, может быть обратно в Россию? Или – в Рай? А может – в Ад?..


…Всё приходит и уходит – как мысль, как придуманный (или вспомненный) запах гелиотропа… Перемешиваются завтра и позавчера, и уже не отличить явь от сна и воспоминание от реальности.

Вдохновение приходит с болью, иногда столь острой, что ни до чего вокруг нет дела: вокруг Поэта существует не внешний повседневный мир, но лишь нить, в которую оборачивается душа и которой вышивается на бумаге узор стиха…
И даже Любовь… Да, это, без сомнения, прекрасно – но и она уходит куда-то вдаль,когда рука вдруг тянется к перу, перо – к бумаге…

Вообще люди вокруг – это придумка романиста, и в то же время это – реальные люди: хорошие и плохие, трогательные и смешные, умные и глупо-сволочно-дрянные… Они перемешиваются в жизни, они перемешаются и на страницах книги. Они теряются, как потерялся когда-то в детстве прыгучий мяч…Как потерялся отец… Они находятся снова – в реальности или в памяти.

А рядом с Автором – неуклюжая, толстенькая и носатая Литературная Необходимость. То ли это критик. То ли Внутренний Голос. То ли Муза. То ли Ангел-Хранитель. То ли сгусток овеществленной Души. То ли просто Читатель…
Кто бы то ни был – но это всегда рядом и всегда готово помочь, присоветовать, защитить… Ну, да: иногда Литературная Необходимость выглядит при этом странно и даже смешно… Но кто знает, как выглядел бы наш Внутренний Голос, если бы мог обрести плоть и страсть? Может быть – именно вот так: по-чаплиновски смешно, трогательно и нелепо.
А нос… А что – нос? У Гоголя, например, он был не маленький. И у Сирано.

…В общем, «Дар», мне кажется, это истинно НАБОКОВСКИЙ спектакль. И как же мне было приятно, что герои и персонажи, превращаясь из моей собственной фантазии в фантазию театральную, не потеряли при этом своей «настоящести».

«Фоменковская» молодёжь…ах, как же она хороша!
Фёдор Малышев/Годунов-Чердынцев… влюбилась в него еще в «Rendez-voas»… До чего же хороший артист!
А Роза Шмуклер – замечательная Наташа Ростова и моя любимая Алиса – какая же она смешная в паре с Амбарцумом Кабаняном! Смешная. И трогательная просто до слёз…
Впрочем, все остальные хороши не меньше, ибо это – ансамбль, прекрасное театральное единство.

И как хорошо – просто НЕВЫРАЗИМО ХОРОШО – когда в финала бежит по залу (прямо по креслам, видя и не видя нас, зрителей) молодой Поэт с замечательными строчками Набокова на устах:


…Прощай же, книга! Для видений
отсрочки смертной тоже нет.
С колен поднимется Евгений,
но удаляется поэт.
И все же слух не может сразу
расстаться с музыкой, рассказу
дать замереть... судьба сама
еще звенит, и для ума
внимательного нет границы
там, где поставил точку я:
продленный призрак бытия
синеет за чертой страницы,
как завтрашние облака,
и не кончается строка.


PS Подзаголовок спектакля – “Эстетическое отношение искусства к действительности в 16 картинах с антрактом»

PPS И еще сцены, которых я ждала-ждала… И ДОЖДАЛАСЬ! Это – разговоры Годунова Чердынцева с поэтом Кончеевым. Совершенно превосходные в книге: я люблю особенно первый разговор, в котором переплетаются имена Пушкина, Толстого, Гоголя, Дельвига… ах, как я завидую в этот момент собеседникам! Даже знаю, что разговор сей – увы, лишь выдумка… Но завидую!
Но как же хороши эти диалоги на сцене (опять же – особенно первый) – с захлебывающимися, полусказанными фразами, с таким счастьем взаимного понимания…
Но и вторая сцена, заканчивающаяся выходом монахинь - ух, как прекрасна и смешна! Не случайно даже Литературная Необходимость эту сцену отметила особо.

PPPS В фойе театра – высоко-высоко на колонне – превосходный снимок Петра Фоменко. Черно-белая, чуть туманная фотопроекция… И кажется, что Мастер оттуда, с высоты, взирает на свою Мастерскую… Вот кто придумал это – какой же он молодец!

Tags: Мастерская Фоменко, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments