bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

«Идеальный муж. Комедия». Реж. Константин Богомолов. МХТ. 17.03.13

Забитый «под завязку», до верха верхнего яруса МХТ напоминал вчера густой суп, в котором там и сям экзотическими овощами плавали знаменитости.
«Приехав во Францию в полной уверенности, что народ ее обессилел»…(c)
Нет, не то.
Вот так:
придя в зал МХТ на спектакль в режиссуре Богомолова с уверенностью, что будет скучно (а-ля «Год, когда я не родился») или фантазийно, но при этом до тошноты противно («Король Лир»), я увидела замечательный спектакль.

(Моё, типа - авторское отступление.
Не так давно пересмотрела свою записную книжечку, проанализировав просмотренные за последние пару лет спектакли. Вывела за скобки СВОЁ: театры, актеров, режиссеров – тут я всегда найду, чем насладиться. И получилось, что в сухом остатке от прочего – у меня какие-то гранулы миллиграмма впечатлений от театров.
Расстроилась.
И вдруг…)


В общем, мы кардинально не сошлись с моим спутником в оценке постановки (хотя практически всегда – сходимся). Он забраковал практически всё увиденное. Я (за небольшим исключением: ну, не на все сто совпала по видению и пониманию с режиссером) спектакль приняла настолько, что однозначно буду его пересматривать.

Если взять режиссеров, работающих в нестандартной манере (не перечисляю – таковых немало), то зрительская разность в оценках конечного театрального продукта (от полного отторжения до истового восхищения) понятна.
Энергетика, заложенная в их постановках, настолько нестандартно взвихривается и проваливается, идет по столь неожиданным траекториям… В общем, если удается попасть в поток, слиться с ним – такой восторг, такое удовлетворение…и – желание снова насладиться (и не один раз). В противном же случае, если энергетика проходит мимо, как пули, выпущенные Гертрудой Терновой в мужа… ну, что ж: тогда на спектакле в лучшем случае тоскливо, в худшем – противно.

Почему зрители не принимают «Идеального мужа»? Ну, авторский стиль Богомолова не всем по сердцу… это – нормально.
Но спектакль к тому же настолько ядовитый, настолько злой и стёбный (причем режиссер смеется иногда буквально – над самым Святым), что можно обидеться враз и навсегда. Так и досматривать спектакль, накапливая и накапливая всё новые обиды – и придя к финалу с совершенным отторжением.
А можно «первым посмеяться над собой» и над миром, что вокруг тебя… и понять, что самое Святое – оно как-то не слишком и свято… Тогда – не просто всё нормально, а даже и очень великолепно.

Итак. Над чем смеемся? Над собой смеемся.
Если коротко (перечислю наверняка не всё)…
Над российской эстрадой с кучей (не сонмом, а именно кучей) звезд. Над церковью, откуда давно уже выгнали не только истинно верующих, но и самого Бога. Над тем, как выигрываются миллиардные тендеры. Над нашими руководителями (нестареющими Дорианами Греями) и нашими символами, которыми что только не прикрывают. Над современными отношениями (которые «типа любовь») между детьми и родителями, мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами. Над теледивами, миром моды, «богемой». Над усыновлением. Над бедностью и богатством. Над фанатством. Над самой классической классикой, превращенной в… да черт знает во что превращенной!..

Спектакль идет 4 часа. По мне – так он просто «проскочил».
Еще раз повторяю – замечательная постановка!

По конкретике: это опять «сочинение Константина Богомолова по мотивам».
На этот раз к «мотивам» относятся пьеса Уайльда «Идеальный муж», его же «Портрет Дориана Грея». Чеховские «Три сестры» и «Чайка». «Ромео и Джульетта». «Фауст»… и т.д.
Масса мелодий – от русского шансона до западных хитов (опять Фаустас Латенас постарался! и как же ловко получается у него складывать эти музыкальные паззлы!).

Актеров, наверное, всех перечислить можно - от «Неслышно и Невидно» в исполнении братьев Панчиков, до Сергея Чонишвили (Дориан Грей) и Алексея Кравченко (Министр резиновой промышленности Роберт Тернов).
Дальше можно пройтись по программке, практически для каждого найдя слова восхищения…

…и выделить отдельно Игоря Миркурбанова, играющего звезду шансона Лорда. (Кажется, не одна я его выделяю – все сразу кидаются искать о нем информацию, типа – «почему я его никогда раньше…». А я вот как раз «раньше» его знала: он играл Ореста на Таганке, в безумной постановке «Электры» японцем Судзуки).
Очень сильный актер. С сумасшедшей энергетикой, харизмой и потрясающей мужской красотой. Очень нервный и очень точный. Хочу, чтобы еще играл. Хочу видеть и в других ролях.

Еще Роза Хайруллина – на этот раз ей совсем мало дали поиграть – два небольших выхода… И – замечательная реакция зала при ее первом появлении на сцене. Поёт она замечательно (впрочем, в этом спектакле все замечательно поют).

Пересказать спектакль не возьмусь: он нелинейный. То есть – вроде бы единое произведение, но составлено из множества разновесных и разнопрекрасных фрагментов.

Скажем, «сказка на ночь», которую рассказывает приемному сыну Лорд, он же – известный киллер… Какой текст – вот хотя бы описание номера отеля, в котором он ждет прихода Роберта Тернова! Немыслимая красота слов, в которых тонешь, как в патоке… и потом – переход на сцену в ванной, где прекрасное и смешное вдруг смешиваются в странный коктейль, в равномерную смесь из трагедии и комедии.
(И в заключение долгого рассказа – краткий вывод приёмыша, Васи-Мейбла: «Папа, ты гей?»).

Или – три сестры (+ Томми-липучка непонятного пола), размышляющие в модном салоне красоты о том, что «надо работать» - точными чеховскими фразами, смысл которых так странно  выворачивается.

Или – признание в любви Роберта – Лорду. Опять же Чехов, только теперь «Чайка», и опять вывернутый смысл при точности фраз…

А телесъемки венчания в храме – прямой эфир под постоянную перебивку рекламой майонеза «Ряба» (в МХТ хорошо «постебались»: «Рябу» рекламирует Михаил Пореченков).

А танец Власти (в окровавленной короне) с Церковью – под удивленным взглядом Христа-девочки?

А разговор Лорда с папой (родившим киллера) – об антигейской публикации в «Известиях», с обязательным прибавлением «сэр» после каждой фразы.

…Больше всего меня насмешил разговор Роберта Тернова и Лоры Чивли в «картинной галерее». Снимался он в интерьере зала скульптур музея им.Пушкина. Так вот, на обиде Роберта, мол, конечно, это не копии: только оригиналы! – я громко развеселилась. Может, кто не знает… но в этом зале музея чего нет – так это именно оригиналов. Именно – копии.

Экраны на сцене на этот раз прекрасно работают – особенно надписи на них. Очень смешные! Ну, вот та, которая оправдывает возраст актеров, играющих Ромео и Джудьетту (Маше Сидоровой/Джульетте – она же Роза Хайруллина – 70 лет): всё нормально – пьесу играют на протяжении четырехсот лет… считайте, что ЭТА Джульетта – просто очаровательное дитя… а что слова забывает… пустяки, публике всё равно нравится.

Резюмирую.
Мне – понравилось.
Рекомендую ли? Не знаю. Сугубо индивидуально. Но – можно рискнуть.
Еще: какие же есть потрясающие актеры!!! Вот хотя бы ради них и стоит ходить в театры: ежели все-таки не понравится постановка – можно налюбоваться на Миркурбанова, Кравченко, Семчева, Матвеева, Ващилина… ну, и дальше – по программке.


Фото: Евгений Люлюкин
Tags: Константин Богомолов, МХТ, спектакль, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments