bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Метаморфозы. Гоголь-центр. 08.03.13

«Гоголь-центр» – совершенно новое для меня театральное место. Впрочем, новое оно для всей Москвы: меньше года назад в тихое, покрытое многолетней душной пылью место ввалилась яростная, молодая, хулиганская и, в общем-то талантливая компания во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым. И…
Пока  в этой истории я не встала ни на чью сторону: с одной стороны, тихие и пыльные театральные местечки со стандартным репертуаром тоже должны быть: если они есть, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были, значит, кто-то называет эти плевочки жемчужинами… Я и сама была в Гоголя неск.лет назад, смотрела «Театральный роман», поставленный Константином Богомоловым – вполне приятный негромкий спектакль…
Но в то же время – если вообще ничего не менять, то театром до сих пор обозначали бы ритуальные пляски у костра по случаю убиения мамонта…
Единственно – «гоголевская» революция была стремительной, резкой и наглой…. Но ведь революции иными не бывают.

Про новый театральный Центр (что это такое… вернее, как мыслят его создатели) – длинная цитата с сайта:
«Гоголь-центр» — это театр внутри города, это город внутри театра. Здесь в одном динамичном пространстве сталкиваются ощущение абсолютной свободы и объективной реальности, тенденции мирового искусства и индивидуальность каждого создающего человека.
«Гоголь-центр» — это театр, существующий в диалоге с реальностью и создающий реальность внутри себя. Острые споры и лекции на самые актуальные темы в дискуссионном клубе «Гоголь +», мировые премьеры не дошедших до российского проката фильмов в клубе «Гоголь-кино», редкие записи великих спектаклей XX-го — XXI-го века в общедоступной медиатеке, большие музыкальные концерты и, конечно же, спектакли самых ярких российских и европейских режиссёров на нескольких площадках театра — всё это даёт возможность путешествовать в безграничном мире современного искусства, оставаясь в одном пространстве.

В общем, это своеобразная попытка взять отовсюду понемножку, перемешать, сварить ни на что не похожее блюдо… Авось кто-то попробует, да и «подсядет» на то, что получилось.
Честно говоря, я бы тоже могла «подсесть»… боюсь только, времени у меня нет ожидать, когда методом проб и ошибок,  из просто ни на что не похожего, сложится нечто эффектное, стройное – глядишь, и гениальное.

Пока что в театре им.Гоголя ободрали стены, увеличили сцену и вместо стандартных кресел поставили пластмассовые стулья (партер), переходящие в деревянные лавки с подушками (амфитеатр). Забавно на фоне упрощенной ободранности смотрятся старые театральные люстры…
И оч.хорошо в фойе, среди авангардных инсталляций – ряды зеркал, не просто в старых рамах, но и со старой амальгамой… Зеркала – это вообще вещь странная, загадочная… смелые люди в Гоголь-центре их вот так использовали…

Теперь о спектакле.
Играет молодежь. И это ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ молодежь, и даже когда они толпой носятся по сцене – глазом выделяешь то одного, то другую. Выделяешь и запоминаешь.
Авторство текста – Публий Овидий Назон в содружестве с Валерием Печейкиным. Да. Бывает и такое сочетание.
Овидия, мне кажется, мало кто читал (гуманитарии «проходили» его в вузах на «зарубежке»), но «Метаморфозы» хорошо известны в кратком содержании.
Сизиф. Хронически втаскивал на гору камень.
Нарцисс. Влюбился в свое изображение, превратился в цветок.
Орфей. Выводил Эвридику из царства мертвых, вопреки запретам – оглянулся.
Икар. Взлетел на крыльях к солнцу, которое растопило воск на крыльях. Упал, погиб.
Пигмалион. Влюбился в созданную им статую прекрасной женщины…

На самом деле, каждый из этих мифов-метаморфоз намного насыщеннее информацией, изящнее, красивее. Да и мифов этих намного больше
Правда, однажды где-то прочла и сейчас повторяю: древние греки, люди очень веселые, жившие легкой радостной жизнью, создали СТРАШНУЮ литературу. Там проливается столько крови, что все современные «ужастики» можно относить к детской литературе, при этом ставя на произведениях Овидия не менее 18+.

Режиссеры (это сам Серебренников и француз Давид Бобе) «древнюю Грецию» оформили в виде окологородской помойки, на которой рядом обитают Полутвари и Боги – одинаково страшные. Но при этом обаятельные.
Каждому хочется рассказать свою историю, рассказчики они все разные – оттого у кого-то получается сбивчивый заикающийся рассказ на современном сленге – а кто-то говорит едва ли не сложным гекзаметром…
Говорят они о нереально-мифическом. И в то же время – очень о современном.
Интересно говорят – повторяю, молодежь на сцене чудесная.

Со многим можно спорить – и с текстами, и в режиссерской трактовкой.
По временам хотелось изменения ритма: происходящее не соответствовало тому, что говорилось… Или вдруг возникал повтор: это здОрово, но это уже было на сцене – всего несколько минут назад.

Но все-таки это очень хороший спектакль.
О чем?
О том, что мы все умрем.

Но – странное у нас сейчас время! – мы можем жить вечно. Например, наш, сегодняшний Орфей может и не искать умершую Эфридику. Ему достаточно послать ей СМСку. И Эвридика ее получит…

Tags: спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments