bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Год, когда я не родился. Театр Табакова (на основной сцене МХТ). 06.03.13

Я посмотрела мёртвый спектакль.
За всю мою многолетнюю театрально-зрительскую жизнь я видела много постановок. Очень разных. Но чтобы спектакль не был живым ни по одному параметру… такого, пожалуй что, раньше не смотрела никогда.

Поставил его Константин Богомолов, спектакли которого я когда-тоактивно расхваливала тогдашней своей подруге – а она, не видев ничего, режиссером поставленного, регулярно ответствовала, мол, это дрянь, а на дрянь она свое время тратить не будет (сейчас она верный клеврет режиссера).
Я и сегодня не отрекаюсь от восхищения «Бескорыстным убийцей» в РАМТ, где Беранже Доронина совершенно совпал с моим видением этого персонажа. И – «Театрального романа» в Гоголя, где Тамеев нервно и нежно играл Максудова на фоне удивительных декораций.
Я восхищенно вспоминаю «Старшего сына» в Табакерке и называю «Wonderland-80» (тот спектакль, в котором главную роль играл Куличков и где я впервые увидела Розу Хайруллину) одним из самых сильных своих театральных впечатлений.
Потом был плохой «Лир», который был бы отвратительным, если бы его на себе не вытянула та же Хайруллина. И «Событие» - с очень интересными актерскими работами и забавной режиссерской придумкой – ожившим детским портретом.

И вот теперь была постановка по «Гнезду глухаря» Виктора Розова…И это было ужасно.
Мне очень стыдно за то, что идея сходить на этот спектакль исходила от меня.

В спектакле не было НИ-ЧЕ-ГО.
Поздняя пьеса Розова написана «на волне» и тогда, в момент написания и первых постановок, наверняка была открытием шлюзов, в которые изливались ранее запретные темы. Сейчас… Что нового сказано? Что те, кто нынче принимает и утверждает законы, решая наши судьбы – это дети тогдашних «глухарей»? Тоже мне, бином Ньютона…

Актеры плохо двигаются и с фальшивыми интонациями произносят вымученно-фальшивые фразы… «Спасибо» за это актерам. «Спасибо» и режиссеру – не развел мизансцены, не выплел узор из фраз, интонаций, движений…
Вдруг возникает что-то интересное – например, стихотворение «Смерть пионерки» на фоне развевающегося алого знамени, чье древко насквозь пронзает человеческую руку… Возникает – и вновь уходит в ерунду слов, интонаций и движений…

Здесь каждый персонаж – отдельно. Каждое слово и действие не зацепляется за следующее…
Это так скучно…
Скучно и неправдоподобно – например, я не верю, что дочь продавщицы из ларька оставит недоеденным бутерброд с осетриной (или с севрюгой – хозяйский сын постоянно путает, что есть что). Впрочем, хозяйский сын и не должен разбираться в рыбе – он тоже, как и остальные члены семьи Судакова – живой мертвец, не имеющий мыслей, чувств: только что покончил с собой одноклассник – а на лице убийственная скука юного «человека в футляре». Потом он будет рассказывать подруге Зое о последнем разговоре с будущим самоубийцей…. Ооооо… как скучно будет ему это вспоминать – без единого сбоя сердца по поводу собственной возможной вины…
Он, Пров Судаков, не погибнет в будущем в Афганистане на поле цветущих маков… живых мертвецов обычной пулей не убьешь – а у маджохедов вряд ли были осиновые колья…

Может, так и было задумано: по шестикомнатной квартире гуляют живые мертвецы, И даже Искра, которая, вроде бы, ужжжасно положительна – скучна безмерно. И, по моему мнению, Егор уходит от нее к Ариадне не ради грядущей карьеры – а потому что здесь, у Судаковых, этому человеку жить скучно и пыльно. Впрочем, Ариадна тоже похожа на полузомби… так что не нужно винить Егора в том, что и оттуда он сбежит.

Скучно. Ужасно скучно смотреть на сцену и слушать то, что говорят актеры.
Сценографу же вообще надо руки оторвать (головы у него уже нет). Ибо больше половины действия – это не театр, а элементарная и скучная видеопроекция. И чего это у нас билеты на плохое кино стали стоить аж три с половиной тысячи – сколько стоит билет на 1 ряд в МХТ?
С этого самого 1 ряда видеоизображение почти не видно. И – парадоксально! – говорящих вживую актеров в двух шагах слышно очень плохо…

В общем, вывод такой: слабая пьеса плохо сыграна актерами в неважнецкой режиссуре и отвратительной сценографии.
Я редко что НЕ советую, но идти на «Год, когда я не родился» - посоветовать могу только врагу. Этак – в отместку за то, что ты плохой человек, сходи, поскучай…

Впрочем…
Очень понравился Александр Голубев в роли Егора. Вот он – настоящий. И, я уже написала – раз живой, то не нужно жить среди мертвецов. (Голубева до этого видела в киноролях, плюс в МХТовском «Письмовнике» - и всюду хорошо).

И еще.
Была в спектакле ОДНА сцена, ради которой я готова простить Константину Богомолову те три часа моей жизни которые он убил.
Это появление Розы Хайруллиной в роли Веры Губановой, лоточницы, матери Зои. Сколько она на сцене? Пять? Десять минут?
Это были минуты совершенной правды, великой Правды Искусства, Красоты, которая спасет мир.
Лоточница Вера пьет водку вместе с женой главы семьи, Натальи Судаковой - и прекрасная Тенякова, которая просто сидит и слушает собеседницу, оживает… и только тогда становится видно, какая она мощная, какая НАСТОЯЩАЯ актриса.

А героиня Хайруллиной всего лишь рюмка за рюмкой пьет водку – и рассказывает. Рассказывает коротенечко о простой и в то же время сложной жизни своей…
А я сидела и плакала – потому что эта сцена была запредельно хороша…
Вот за эту сцену – спасибо! От всего сердца – спасибо!

Ну, а тем, кто с удовольствием посмотрел богомоловский спектакль несколько месяцев назад, после премьеры, скажу, что он, скорее всего, просто сдулся.
Этакий воздушный шарик, который вначале рвался к небесам – а теперь валяется на МХТовско-табакершной сцене пыльной тряпочкой…
Tags: Константин Богомолов, МХТ, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments