bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Чайка. Сатирикон. 03.03.12

Когда любимый спектакль, который по-фанатски смотришь с максимально возможной регулярностью, вдруг кажется «милым, талантливым» - и не сверх того, я обычно виню в этом не артистов (в комплекте с режиссером), а свой собственный, узкий и искривленный угол зрения.
То есть – не слишком здорова, чтобы четыре с лишним часа в напряжении внимать действию. То есть – не надо «объедаться» спектаклем: смотрела его в восторге всего неделю назад; зачем снова слушать те же слова в исполнении тех же актеров – что, ничего БОЛЕЕ интересного, чем сидение в зале, в жизни нет? То есть – вчерашняя публика была равнодушно-холодной, а то и хамоватой: как не старались на сцене, а прогреть ее не смогли… Может, всё это связано и с тем, что не только зрители болеют… актеры – они тоже люди.

В общем, вчерашняя «Чайка» была хорошей (и очень-очень многие московские спектакли, даже сыгранные со всей возможной энергетикой, ей в подметни не годились), но… в общем бывало, что из зала я выходила откровенно истерически воспламененная – вчера же… да-да, мило, талантливо… но прошлонедельная Чайка была намного лучше.

Лучшие вчерашние сцены – диалоги Нины и Кости, сыгранные в 4-м действии Стекловой и Трибунцевым… но еще лучше – Спивак и Кузнецовым. Это было так сильно… аж, казалось, искры сыпались… и пахло серой.

Но я про другое подумала…
Вот мы смотрим ту же «Чайку» - и пытаемся из ее фрагментов сложить подходящую для себя картинку. Именно ДЛЯ СЕБЯ - и даже не подтасовываем: для кого-то из нас то, что Аркадина курит и открыто живет со своим беллетристом – это откровенное «о, горе нам!», для других – ну, курит… ну, не скрывает любовной связи… - ну, это же «богема», у них так полагается (кстати, даже царскую цензуру, очень строгую к «излишествам нехорошим», связь Аркадиной и Тригорина не встревожила).

Ну, так вот. Складываем мы картинки из фрагментов одной и той же пьесы, одного спектакля. Тогда, как мне кажется – Юрий Бутусов уже давно выстраивает единую композицию из разных своих спектаклей, постоянно подкидывает нам шпаргалки-подсказки…. А мы почти что ими не пользуемся: мол, сам с усам…

Подруга (текстов которых - и потрясающе умных текстов! - немало в инет и на сухановском форуме) прислала мне то, что написала о «Добром человеке». Я еще буду это читать-перечитывать… думать… а заодно и ждать, пока она сама «дозреет» до опубликования в инет. Тогда и перепощу (фрагментами) на форум Дениса Суханова в тему про… «Чайку», потому что именно от «Доброго» она и протягивает ниточки в сатириконовский спектакль по Чехову.

Ну, а пока – от меня.
Вот, например, медная ванна, в «Чайке» появляющаяся в 3-м действии. В ней умывает Аркадина сына Костю, делая ему «перевязку». В этой же ванне притапливает Константин мать. В ней же стоит Нина в момент, когда две «аркадиных» устраивают льстивые разборки с Тригориным…
А ведь это та же ванна, в которую вставали «исцеляющиеся» Дунканом в «Макбете». В нее же вставал и сам Дункан, за минуту до смерти омываясь святой водой…
Так что за вода на дне ванны в «Чайке»? Та же самая – святая, исцеляющая? Или?...
И почему теперь, сколь ни крути вентиль, сверху льётся лишь мертвенный синий свет?

Может быть, само наличие на сцене одной и той же ванны – это случайность? Тогда случайностью должно быть повторение в «Макбет. Кино» мелодии из «Макбетта»… Ан нет: Юрий Николаевич сам сказал нам о неслучайности этого переноса…
Как явно не случаен большой портрет Брехта в шекспировской пьесе, поставленной на ленсоветовской сцене…
А случайно ли вот это – совсем крохотное: в руке у Шамраева вчера появилась веточка-хлыстик…Почти такая же, какую выхватывает в «Лире» Освальд, выступая против Кента с его оружием-бревном… А в «Макбет. Кино» - помните, как выглядит меч, который Банко перед смертью передает сыну?..

…Найти бы время, да побольше кончиков этих самых ниточек найти… Да еще бы таланта Бог дал хоть немного, чтобы правильно соединить их, связать…
Ведь сделать это, возможно, совсем несложно. И результат получится изящный.
А может быть, и ничего не получится. Так и будешь биться в ниточках-паутинках смыслов, наблюдая, как Гений в джинсах, наш любимый режиссер Юрий Бутусов, посмеивается в усы…
Tags: "Чайка", Сатирикон, Юрий Бутусов, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments