bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Калека с Инишмана. Театр на Таганке. Прогон. 18.01.2012

На Таганке наступили трудные времена.
Трудные – это не значит плохие. Это значит – другие. Теперь нельзя будет жаловаться на всё и всех подряд (и в первую очередь на «соковыжималку»-супругу главрежа), сваливать охлаждение публики на ее резкое оглупление, а также на современные времена и нравы, работать на сцене нога за ногу и через губу (а иногда и совсем не работать, а только присутствовать).
Теперь придется приноравливаться к нестандартному репертуару (играть и продавать его), привыкать к стилям работы новых для себя режиссеров, к публике с иными требованиями… РАБОТАТЬ придется.

Мой стаж зрителя Таганки – почти 29 лет. Это театр, кардинально изменивший когда-то многое в моей жизни. Театр-судьба. Театр-любовь.
Я переживала вместе с Таганкой все ее беды и радости, радовалась премьерам и негодовала непониманию критики и забегавших в театр дураков.
Потом…

Я не вспомню, когда это случилось, но словно душа этого прекрасного места начала истаивать. Всё меньше хотелось смотреть и пересматривать блёкнувшие постановки. Перестала быть интересной сценография. Мизансцены в прежних спектаклях сыпались от старости, и никакая штопка не могла уже скрепить ветхие лоскуты; в новых же постановках всё шилось белыми нитками, да еще крупными кривыми стежками. Не радовали фиги в карманах. Актеры начинали стареть, болеть – и их наскоро заменяли другими, для которых Таганка была не местом любви и творчества, а помещением, где находится касса с зарплатой.
А я всё равно ходила на Таганку. Каждый раз выбирая крупицы истинного ЧУДА из спектаклей, которые золотили душу – чтобы чаще Господь замечал.

Но год назад я пришла на «Мастера и Маргариту».
Когда-то это был спектакль, на котором было трудно дышать из-за плотности энергетики, которая выливалась в зал. Это был восторг режиссерских, музыкальных, сценографических придумок, фантастическая реальность немыслимо мощной актерской игры.
А вот год назад… О, Господи! Как мне было стыдно смотреть это – будто я подглядывала за чем-то неприличным… А неприличным было практически полное отсутствие в театре – Театра, хамское безделье и равнодушие на сцене… Спектакль напоминал уже пованивающий труп, который бесстыдно демонстрировали публике.
И только в нескольких сценах присутствовала живая душа. Это было тогда, когда на подмостки выходил Иешуа – Александр Трофимов. Но что он может изменить – один, больной и немолодой…

Тогда я сказала: надо успокоиться и привыкнуть к тому, что Таганка как реальность умерла, оставив в нас, ее любивших, только воспоминание о чудесном сне…


«Калека с Инишмана» - это то, чем пытаются разбудить меня, как зрителя, и реанимировать театр.
Это не относиться к прежнему бренду. Это – другое. Это одна из красок, которая подбирается для реставрации театра. Удачная ли? Возможно, именно в такой тон и будет теперь здесь всё краситься – к возмущению актеров, намертво вмазанных в старую облупившуюся «штукатурку» постановок и старотаганских зрителей, шумно и с возмущением уходящих со спектаклей – и к радости появляющихся у театра новых почитателей…
Может быть, эта (гораздо более бытовая, чем было принято раньше) краска вскоре заменится новым колором и… «всё сначала, ну и ну! все сначала!»

Поживем – увидим. Или НЕ увидим.
Потому что Таганке придется сейчас или переродиться… или умереть.
***********

«Калеку» я уже видела прежде. Пьесу ставили в ГИТИСе на курсе Захарова, для сатириконовцев сообщаю, что роль калеки Билли играл Кащеев (он даже получил тогда театральную премию).
Пьеса и правда очаровательная (но отнюдь не миленькая – она груба и строга). Это этакий калейдоскоп из слов и фраз, из неожиданных поворотов сюжета и странных характеров. Да-да, хорошая пьеса.
К постановке же у меня есть несколько нареканий, и главная из них – это излишняя временная протяженность сценического действия, которое временами всё длится и длится…. И ты уже давно понимаешь, что сейчас будет сказано и как представлено… Скучно.
Отчасти это вина режиссера, ибо постановки сделана исключительно в его личном стиле, и совершенно без учета стиля того театра, в котором он работает. Отчасти – вина таганских актеров, не приученных играть в бытовых интонациях: от этого то безразмерно тянутся ненужные паузы… то на скоростном режиме пробалтываются важные фразы.

При этом таганковцы – молодцы! Честно говоря, я боялась, что их актерское мастерство давно зачахло… а вот поди ж ты: играют в нестандартном для себя стиле и в новых ритмах просто замечательно!

В первую очередь это относится к старшему поколению Таганки: просто потрясающим Марине Полицеймако и Татьяне Сидоренко. Это актрисы огромного таланта. А еще они очень красивые женщины – плевать на личный их возраст! Красота – она навсегда…

Дмитрий Высоцкий, удивительно играющий калеку Билли – из моих таганских любимцев. В последнее время, изредка посещая умирающую Таганку, я старалась попасть на спектакли с его участием, да еще – с Тимуром Бадалбейли: именно эти актеры и насыпали мне в душу крупинки настоящего золота. Очень печально было, когда Дима вынужден был уйти из театра… и как здорово, что он вернулся!
Сыграно – просто великолепно: при столь яркой внешней характерности актер на протяжении всего спектакля ни разу не сбился с внутреннего рисунка, не «смял» ничего в душе своего персонажа! Ах, какой же молодец, какой талант!

Очень хочется похвалить С.Трифонова, М.Лукина, И.Пеховича (и какой же у него красивый голос!).

Сценография… Ну, оформление сцены, в общем, без особых изысков. Но использован и световой занавес, и окно бокового портала. Белый задник Таганки превращен в киноэкран; на нем, кстати, демонстрируются кадры того самого фильма, который и взаправду снимался когда-то в Ирландии голливудскими киношниками.

В общем, когда спектакль «обомнется» и таганские актеры окончательно впишутся в новый для себя способ сценического существования – я пересмотрю спектакль еще раз.
И напишу тогда именно о спектакле – отставив в сторону свои личные переживания и размышлизмы о судьбах Таганки.
Надеюсь, к тому времени большинство внутри- и околотаганских людей тоже осознают, что жизнь – как мясорубка: обратного пути нет. И научатся-приспособятся жить в новой для себя эстетике. А там, глядишь, и полюбят весь этот обрушивающийся на Таганку разноцветный карнавал стилей и жанров.

Удачи и счастья тебе, любимая Таганка!
Спасибо тебе, что ты БЫЛА.
Спасибо за то, что еще наверняка БУДЕШЬ!
Tags: Таганка, спектакль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments